Галерея, в которой можно сделать вдох-выдох и взять паузу от сенсорного перегруза, находится в самом центре Москвы. Знакомьтесь — это галерея «ТИХО». Локация в старинном особняке на Чистых Прудах. Мы поговорили с Ириной Тихоненко, соосновательницей галереи, о тишине, преемственности и о любимых экспонатах посетителей.
Расскажите, как возникла идея создать «тихое» место посреди центра Москвы? Что вас вдохновило на создание галереи?
«ТИХО» отражает наш подход к жизни, искусству, уюту, семейственности и дому. Мы не хотели открывать очередную галерею с белыми стенами и атмосферой «неприкасаемости». Наш проект про инклюзивность, открытость и преемственность. Мы задумали открыть наш второй дом, где всегда рады гостям и где можно делиться тем, что мы считаем прекрасным, важным и вечным.

Сама идея создать такое пространство сквозила во многих наших разговорах на протяжении последних нескольких лет. Когда мы (Рика и её муж Ян Тихоненко — прим. ред.) нашли пространство на Малом Харитоньевском прямо рядом с ЗАГСом, где мы расписывались, все встало на свои места. «ТИХО» стало нашим семейным местом силы.
У нас была хорошая база: мои знания, навыки и опыт работы в других арт-институциях как куратора и галериста и работы Яна как художника. Поэтому для нас было легко собрать вокруг себя единомышленников и творческое комьюнити.
Кто ваши посетители?
Мы были приятно удивлены их разнообразию: художники, фотографы, дизайнеры, иллюстраторы, музыканты, философы.
Но помимо творцов к нам заходят и представители старшего поколения, молодёжь, люди бизнеса, семьи с детьми и маленькими собачками. В общем, получилось универсальное место для всех. Для всех, кто, как идущий к реке, ищет покой и умиротворение.
Поделитесь, как вам удается говорить об искусстве «тихо» в мире продающего и кричащего маркетинга?
Это как плыть против течения каждый день. Но на фоне общего шума наша тишина выделяется, заставляет притормозить и задуматься о цели этой вечной гонки. Мы нашу тишину очень ценим. И как показывает практика, лучший маркетинг — это упорно посвящать себя делу, которое тебя наполняет. Остальное подтянется.
Есть ли у зрителей любимый экспонат?
Конечно, нельзя выделить что-то общее для всех гостей. Но очень часто мы слышим фразы «О, это же я!» или «Как же это круто!», например, про «Шошку» Вики Хаданки с её выпавшим зубом и торчащими в разные стороны волосами. Для многих «Шошка» напоминает о детстве, об этом утраченном мире спокойствия и тишины.

«Шошка», Вика Хаданка, 2024
Неизменным фаворитом остается «Поцелуй меня» Паши Бумажного. Перед ней всегда останавливаются. Наверное, потому что она напоминает о той части нас, которая есть в каждом. Паша говорит о важных вещах таким образом, что они перестают быть страшными и тревожными, а становятся смешными и трепетными.

«Поцелуй меня», Паша Бумажный, 2023
Что новые гости должны посмотреть в галерее в первую очередь?
Все! Мы настаиваем на том, что к нам нужно приходить не только за «посмотреть», но и за «прожить», «отдохнуть», «наполниться», «узнать что-то новое».
Приходите посмотреть, как работают художники в мастерских. Чаще всего этот мир закрыт, видно только оформленные работы с ценниками. А мастерские порой могут даже больше рассказать, чем отдельные работы.
Приходите на мероприятия! Они тоже все про коммуникацию, обмен опытом, поиски своего тихого места. В феврале, марте, апреле их будет много. Много чего хотим рассказать и показать.
Так что обязательно заходите в гости!
Ещё больше интересных занятий в Москве вы можете найти на Афише Timepad.