• Истории
    Истории

    Рассказываем о проектах и героях, которые помогают найти новые увлечения и пережить происходящее вокруг

  • Сохраненки
    Сохраненки

    Делимся инсайдами и отбираем только самые интересные мероприятия с помощью знающих людей

  • Резиденты
    Резиденты

    Помогают спасти ваши выходные и найти новые увлечения в Москве, Питере и немножко Дорогобуже

  • Подкасты
    Подкасты

    Почти каждую неделю рассказываем об одном трендовом увлечении и приглашаем гостей, которые спасают наши выходные

  • Точно идем
    Точно идем

    Говорим о том, куда сами планируем пойти в Москве, иногда в Питере и немножко в Дорогобуже

Точно идем

Говорим о том, куда сами планируем пойти в Москве, иногда в Питере и немножко в Дорогобуже

ещё теги

Слепок эпохи: о выставке «Последнее закрытое собрание» в KGallery

4 мин.
выставки Москвы
Слепок эпохи: о выставке «Последнее закрытое собрание» в KGallery

Пойти на выставку и перенестись на век назад — в непростые годы Гражданской войны, когда художники продолжали творить, а коллекционеры — собирать произведения искусства. На новой выставке в KGallery представлены работы из коллекции Якова и Александры Куниных — в полном объёме. Это последнее закрытое собрание предметов искусства в Санкт-Петербурге, наконец открытое для публики. Мы поговорили с куратором Ксенией Бендиной и спросили о том, как устроена выставка.

Долгое время коллекция оставалась закрытой — большинство работ могли увидеть только специалисты. Почему всё-таки решились показать коллекцию?

Существование коллекции Куниных пришлось преимущественно на советское время. Тогда не было заинтересованности в частных собраниях, а владельцы не совсем понимали как работать с институциями. 

Известно, что сын основателя собрания Вадим Карпович после смерти отца в 1961 году начал сотрудничать, например, с Русским музеем. Но тогда работы показывали частично, на персональных выставках художников или на крупных проектах о различных направлениях. В собрании, как в отдельной единице, заинтересованности не было. В это же время коллекцию начали изучать специалисты, которые попадали домой к Куниным от разных государственных институций.

За последние 10 лет интерес к частным  собраниям значительно возрос: проходят выставки, биеннале, конференции и круглые столы. Возможно, в том числе и поэтому наследниками было решено показать коллекцию. 

Что делает это собрание уникальным?

Коллекция была сформирована всего за 4 года (с 1918 по 1922) Яковом Карповичем Куниным и его первой женой Александрой Ивановной и составляет более 230 единиц. Оба они не имели отношения к искусству – Яков Карпович отучился в Институте коммерческих знаний, а Александра Ивановна была конторщицей. В формировании коллекции Куниным помогала первая отечественная галеристка Надежда Добычина, именно через нее было приобретено было 70 процентов произведений. После смерти Александры Ивановны в 1922 году пополнение коллекции практически полностью прекратилось.

И Яков Карпович, и его будущие наследники хотели сохранить коллекцию в целостности, и за насыщенный событиями ХХ век была продана лишь одна работа. По удивительному стечению обстоятельств она находится в собрании KGallery и также представлена на выставке. 

На какие работы стоит обратить особое внимание?

Одна из центральных работ на выставке – автопортрет Зинаиды Серебряковой (1921). С ней связана удивительная история. С 1918 по 1921 год продолжалась блокада Петрограда — с помощью заградительных отрядов город был искусственно изолирован. В Петрограде происходили многочисленные забастовки рабочих, многие люди умирали от голода. В этот период Серебрякова находилась в бедственном положении, одним из немногих, кто оказывал ей помощь, был Яков Кунин, занимавший должность, связанную с перевозками. Однажды он отправил ей дрова. В ответ Серебрякова подарила семье Куниных свой автопортрет. В архиве Куниных сохранилось её благодарственное письмо, врученное вместе с портретом.

Как построена кураторская экскурсия?

Кураторская экскурсия включает в себя не только рассказ об истории семьи и формировании коллекции, но и  о специфике работы с частными собраниями, историю подготовки выставки, а также последних громких проектах, посвященных частным коллекциям.

Для выставки залы KGallery превратили в петербургскую квартиру начала XX века. Чего удалось достичь благодаря такому решению?

Нам было важно погрузить зрителя в место, где большинство из нас не было и, возможно, не побывает – квартиру коллекционера.

Экспозицию открывают старые деревянные двери со звонком и медной табличкой «Я.К. Кунин». Картины развешаны не по периодам или авторам, а скорее по вкусовым предпочтениям, как это и бывает в квартирах собирателей. Мы нашли обои с растительным орнаментом, дополнили экспозицию предметами быта – как из квартиры Куниных, так и нашей галереи. Получился эффект того, что ты зашёл в гости

Одна из центральных тем коллекции — театр. Это ли вдохновило один из возможных форматов посещения — аудиоспектакль?

Хотелось, чтобы у квартиры, куда ты попадаешь, был «хозяин», который тебя радушно встретит и расскажет историю о месте и людях, которые там живут и жили. 

А если хотите продолжить путешествие по эпохам, местам и художественным течениям, ищите подходящие выставки на Афише Timepad.

поделиться

Окей, что ещё