Экранизации — дело тонкое: то ли нужно добиваться полного соответствия с литературным первоисточником, то ли всего лишь вдохновляться им и создавать собственную вселенную. Вместе с кинопартнёрами Timepad назвали лучшие экранизации и объяснили, почему считаем их таковыми. Кстати, хот-тейки: «Сумерки» вообще-то не так уж и плохи, а трагедия о Фаусте и Мефистофеле легко превращается в комедийную фантастическую феерию.
Выбирает галерея «Другое Дело»
🎬 «Властелин колец» — трилогия Питера Джексона
Детализированный мир Средиземья, который соответствует описаниям Толкина и прекрасно «укладывается» в новозеландские пейзажи, саундтрек Говарда Шора и сюжетные упрощения, которые делают историю более доступной для широкой аудитории, не теряя основного послания о борьбе добра и зла.
🎬 «Дюна» Дени Вильнёва
Вильнёв с потрясающей точностью передал сложность и масштаб мира Фрэнка Герберта, уделяя внимание культуре, экологии и философии Арракиса. У ленты совершенно уникальная эстетика — минималистичная, но глубоко проработанная, что усиливает ощущение величия. А ещё Вильнёв разбил книгу на две части, чтобы дать больше экранного времени ключевым событиям и персонажам, что позволило сохранить насыщенность оригинала.
🎬 «Парфюмер: История одного убийцы» Тома Тыквера
Том Тыквер мастерски передал атмосферу XVIII века, включая мрачность и грязь Парижа, что является важным фоном для истории. И хотя запахи нельзя показать в кино, визуальная метафорика, звук и операторская работа позволили зрителю «почувствовать» те самые ароматы, что кажется невозможным для экранизации. При этом сценарий следовал оригиналу Патрика Зюскинда почти буквально, а заключительная сцена, столь же шокирующая, как и в книге, была экранизирована с максимальной точностью.
Выбирает КАРО.Арт
🎬 «Красота дьявола» Рене Клера
С легкой руки Рене Клера, одного из главных режиссёров-долгожителей французского кино, трагедия о Фаусте и Мефистофеле превращается в комедийную фантастическую феерию. В экранизации Клера Мефистофель — иллюзионист, затуманивающий разум героев волшебными картинками. Или, если хотите, — кинорежиссёр, использующий зеркало как киноэкран для фантомных изображений. Зеркало, которое, впрочем, способно и сохранить подлинность вечной классики Гёте, и обнаружить её созвучность с послевоенным руинизированным миром.
🎬 «Гамлет идёт в бизнес» Аки Каурисмяки
Финский режиссёр Аки Каурисмяки неоднократно обращался к классике мировой литературы. Его полнометражный дебют был снят по мотивам «Преступления и наказания» Достоевского. От соблазна экранизировать шекспировского «Гамлета» режиссер также не смог устоять. Главный герой здесь уже не рефлексирующий принц датский, терзаемый муками совести и жаждой справедливости, а циничный и расчётливый бизнесмен финский, с легкостью переступающий через вопросы морально-этического толка и трупы, вставших у него на пути. Фильм может удивить своей визуальной аскетичностью, абсурдностью юмора и саундтреком, в котором симфонии Шостаковича и Чайковского встречаются с блюзами Элмора Джеймса, рок-н-ролом и финскими эстрадными шлягерами.
🎬 Ping Pong: The Animation Масааки Юаса
После просмотра экранизации манги Ping Pong Тайё Мацумото, снятой одним из главных экспериментаторов современной японской анимации Масааки Юасой, удержаться от желания немедленно отыскать теннисный стол, пару ракеток и разыграть десяток-другой партий, просто невозможно. Яркие цвета. Необычная графика. Ураганная динамика. Харизматичные персонажи. Схватки теннисистов, каждая из которых подобна самурайскому поединку на мечах. Вместе с этим — увлекательная история дружбы, самоопределения, становления характеров и философское размышление о гении и таланте. Всё это компактно умещается в 11 сериях по 23 минуты каждая.
Выбирает проект «Едва Знакомы»
🎬 «Гордость и предубеждение» Джо Райта
Режиссер сумел передать через микродвижение и небольшие акцентные кадры целые абзацы книги Джейн Остин. Визуально это очень наполненный фильм, который передает через экран всю глубину чувств главных героев.
🎬 «Назови меня своим именем» Луки Гуаданьино
Даже если не брать во внимание всю красоту и харизму актеров главных ролей, хочется отметить, что Италию нужно не читать, а смотреть, чувствовать, слышать и перенимать через увиденное на экране. Пожалуй, это самый насыщенный фильм Гуаданьино, который явно не оставил никого равнодушным.
🎬 Трилогия «Гоголь» Егора Баранова
Кажется, что это лучшее, что мы видели из российского кинематографа — уверены, что Николай Васильевич точно поддержал бы эту экранизацию. Атмосфера, актёрский состав и природа — всё на высшем уровне.
Выбирает ODMO
Фанатам книжек обязательно нужно смотреть экранизации, потому что это может внезапно обогатить их литературный опыт. Сами взгляните.
🎬 «Сумерки»
Да, мы считаем, что у саги — идеальный каст!
🎬 «Великий Гэтсби» База Лурмана
Здесь мы оцениваем зрелищную визуализацию и неожиданные решения — с хип-хопом вместо джаза.
🎬 «Гордость и предубеждение», сериал Саймона Лэнгтона
Иногда экранизация романа дает ему новую жизнь, и вокруг фильма строится новый культурный феномен — например, томный мистер Дарси (Колин Ферт) в мокрой рубашке.
Выбирает пространство «Свое Поле»
На наш взгляд, экранизации можно считать удачными в двух случаях: если изначальный замысел не искажён либо удачно переосмыслен и дополнен.
🎬 «Чтец» Стивена Долдри
Это хороший образец первой категории. Лента Стивена Долдри — добротная экранизация, что называется, «по тексту» — за редким исключением. При этом у книги и фильма разные средства художественной выразительности, поэтому отличия от книги есть, например, в расстановке акцентов — фильм повествует о тех же проблемах, но с другой интонацией.
🎬 «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова
А это скорее блестящее переосмысление текста Сальникова. Точнее даже сказать, преувеличение, что логично — у кинематографа инструментов воздействия на аудиторию больше. Текст и без того был полон галлюцинаций и сюрреализма, отчего экранизация казалась попросту невозможной. Но режиссёр превращает повествование Сальникова в гипертекст, нанизывая культурные цитаты поверх основного сюжета. Смеем предположить, что такой подход спрятан у всех на виду — «Петровы в гриппе» Серебренникова берёт от книги скелет, ведь оригинальное название книги — «Петровы в гриппе и вокруг него».
🎬 «Табор уходит в небо» Эмиля Лотяну
Предметно говоря, это не совсем экранизация, о чём вкрадчиво предупреждает формулировка «по мотивам рассказов М. Горького». В основу ленты легли романтические рассказы автора «Старуха Изергиль» и «Макар Чудра» — о свободолюбивых цыганах и внутренних конфликтах пылких героев, не знающих компромиссов. Что сказать, некоторые новшества картины кажутся жертвой в угоду кассовым сборам и вниманию публики (например, цыганка, появляющаяся топлес или вкрапления магии), но разве это важно, когда сердце поёт вместе с цыганским табором?