Кино неразрывно связано с другими видами искусства. В нашей подборке — фильмы, которые не только развлекут, но и помогут разобраться в некоторых вопросах. Что отличает искусство от всего остального? Как сценаристы борются с творческим кризисом? Зачем художники размышляют о величии, а балерины — страдают от перфекционизма? Поехали!
«Адаптация»
2002
Однажды, работая над очередным сценарием, Чарли понимает — его настиг творческий кризис. Каждая фраза, сцена и страница даются невыносимо тяжело. Ситуацию усугубляют развивающаяся депрессия, требования продюсеров сдать первый вариант рукописи и приезд брата-близнеца Дональда, решившего тоже стать сценаристом. В такой нервной обстановке Чарли почти отчаивается закончить работу в срок, но всё меняет одна встреча.
Картина режиссёра Спайка Джонса — исповедь сценариста Чарли Кауфмана, который в конце 90-х при адаптации романа «Вор орхидей» столкнулся с нехваткой идей, неуверенностью и страхом неудачи. События фильма не романтизируют работу сценариста, а показывают сложный и мучительный процесс, когда критике подвергаются собственные способности. Поэтому делаем вывод — за каждым фильмом находится маленькая трагедия большого сценариста.
«Грех»
2019
Признанный обществом гений, Микеланджело Буонарроти вынужден угождать запросам двух главных конкурирующих семей Италии — Делла Ровере и Медичи. Первым он должен гробницу для скончавшегося Юлия II, вторым — фасад церкви Сан-Лоренсо. Для работы нужно много материала, поэтому художник отправляется на каменоломню Каррары — и находит там мраморный монолит под названием Монстр.
Если ждете фильм про богемную жизнь великого творца, спешим вас расстроить. Режиссер Андрей Кончаловский видит в фигуре Микеланджело вечно осторожного невротика-перфекциониста. Вместо экскурсии по грандиозной эпохе Возрождения будут странствия по грязным улицам Рима и рассказ о борьбе Ада и Рая в душе художника. Возможно, чтобы постичь божественный смысл искусства, необходимо согрешить. Готовы на это ради сакрального знания?
«Одержимость»
2014
Амбициозный барабанщик Эндрю Ниман рвется в джазовый оркестр властного дирижера Теренса Флетчера. Однажды удача улыбается парню, и он становится «запасным» — а вскоре и вовсе претендует на место постоянного барабанщика. Всё зависит от одного — сможет ли Эндрю играть в темпе Флетчера.
Режиссёрский дебют Дэмьена Шазелла — о том, что скрывается за нарядными кулисами шоу. Искусство Шазелла — это грациозность, выросшая из боли и страдания: когда репетиция превращается в изнурительную тренировку, а желание остановиться означает поражение.
«Нью-Йорк, Нью-Йорк»
2008
Театральный режиссёр Кейден Котар, работая над новой пьесой, сталкивается с серьезной проблемой. Он не может придумать достойный финал постановки, поэтому производственный процесс сначала погружается в анабиоз, а после и вовсе начинает существовать без Кейдена. И какое же сценарное решение спасёт карьеру и жизнь Котара?
Чарли Кауфман вновь показывает запутавшегося в своих мыслях автора, склонного к жёсткой саморефлексии. В этом он мастер. Только на этот раз без надежды на спасение и хэппи-энд. Он чётко дает понять — будьте готовы, что ваше произведение может вас поглотить, забрать жизнь и ничего не дать взамен. Ведь искусство — это бесконечный конфликт, где нет победителя.
«Бархатная бензопила»
2019
Работница художественной галереи Джозефина забирает картины покойного художника Вентрила Диза, который был её соседом. Понимая многомиллионную ценность работ, она вместе с начальницей и ангажированным арт-критиком Морфом Вандевальтом намерена заработать на неожиданной находке. Однако расчетливую затею ломает одно обстоятельство. Все, кто хотел нажиться на картинах, погибают.
Сатирическая драма Дэна Гилроя обличает мир модных галерей, а заодно усмехается над претенциозностью критиков. Понимать искусство можно по-разному, всё зависит от количества нулей в слове «понимать». Если ваше мнение пополнит личный банковский счет на приличную сумму — значит, вы разбираетесь в искусстве. Если нет — не обвиняйте мир в несправедливости. Шутка. А если серьезно, фильм Гилроя говорит только об одном: воспитывайте свой вкус, доверяйте интуиции и меньше читайте рецензий. Лучше сходите на выставку и сделайте собственные выводы.
«Шедевр»
2018
Арт-дилер Артуро и художник Ренцо — лучшие друзья, но сейчас они переживают не лучшие времена. Галерея не приносит прибыли, и спасти положение старых товарищей может только затея, которая будет стоить жизни.
Аргентинское драмеди в более дружелюбной форме, чем «Бархатная бензопила», разоблачает эгоистичный мир художников и галеристов. Режиссер Гастон Дюпра снисходительно и гуманно говорит о современном искусстве. Этот фильм утверждает: иногда не нужно разбираться в тенденциях — важно позволить картине стать частью тебя.
«Черный лебедь»
2010
Балерина Нина Сейерс претендует на главную роль в «Лебедином озере», но хореограф Тома Леруа не спешит её утверждать. Девушка должна выйти из зоны комфорта и предстать в новом образе, способном удивить не только зрителя, но и требовательного постановщика.
Фильм Даррена Аронофски заявляет: искусство немыслимо без самопожертвования. Режиссёр позволяет ощутить постоянную борьбу героини Натали Портман с самой собой. Он фокусирует внимание на беззащитном теле Нины — на теле, полном боли и тревог. Ведь изящный и нежный балет на самом деле — это отточенное мастерство, помноженное на тотальное самоуничижение и насильственный перфекционизм.
«Работа без авторства»
2018
Курт Барнерт пережил Вторую мировую войну, смерть первого ребенка, переехал в другую страну и никогда не отказывался от своей мечты. В итоге вера в собственные силы и упорная работа позволили ему стать одним из самых значимых художников в мире.
Фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка — наглядное пособие: искусство в своей первозданной форме рождается из личного опыта. Даже если этот опыт состоит из ошибок, разочарований, страха и трагедии.
«Киномеханик»
2019
Документальная лента классика Абеля Феррары рассказывает историю киприота Ники Николау. Он из обычного билетёра adults-кинотеатров в 70-х стал владельцем нескольких районных кинотеатров в Нью-Йорке.
«Киномеханик» — одиссея по воспоминаниям Ники. На его глазах родился Новый Голливуд, развивалась индустрия, появлялись мультиплексы. Феррара со своим героем проходит по улицам, которые раньше были Меккой для любителей кино, а сейчас заняты магазинами и ресторанами. «Киномеханик» — портрет человека и времени, а Ника Николау — посредник между зрителем и кино. Ему важно сохранить единение в зале и сохранить само значение кинотеатра. Режиссеру же, в свою очередь, важно передать это желание и показать верность Николау искусству.
«Черное искусство: в отсутствии света»
2021
Фильм Сэма Полларда — трудоемкая репрезентация современного искусства Африки: по каким законам оно существует, чем вдохновляется, что ожидает молодых авторов и как их творчество влияет на индустрию. «Черное искусство: в отсутствии света» — относительно небольшой пласт культуры, который еще предстоит изучить. Но уже сейчас после просмотра документальной ленты ясно: человеческая фантазия не зависит от места рождения её обладателя.