Завсегдатаи классических театров вряд ли ожидают увидеть Пушкина в чаше спущенного бассейна, Шукшина в яхт-клубе, а урок физкультуры — в формате спектакля. Но фестиваль «Специфик» меняет само представление о театре, превращая город в сцену. В первые два уикенда августа Нижний Новгород вновь стал местом, где постановки оживают в самых неожиданных пространствах — от исторической чайной и усадьбы до настоящей баржи и действующего бассейна.
Что лежит в основе этого подхода? Как устроен жанр, где локация становится не декорацией, а полноценным соавтором? Понять суть сайт-специфик театра нам помогли театральный куратор Анастасия Жукова и режиссёр и концепт-мейкер Александр Шумилин.

Анастасия Жукова — театральный куратор, педагог-режиссёр

Александр Шумилин — режиссёр, концепт-мейкер, основатель театра НМХТ
Что отличает сайт-специфик спектакль от перформанса в необычной локации?
Анастасия: Сайт-специфик спектакль предполагает прямую связь с местом. Он создаётся для конкретной территории и определяется ею. Его невозможно перенести без потери смысла. Перформанс тоже может быть сайт-специфичным, но не каждый им является.
Пространство может определять спектакль: через исторический контекст, ландшафтную или архитектурную выразительность, память места и его социальную значимость, взаимодействие с жителями. Например, спектакль Артёма Устинова «Яма» по Куприну о женщинах, вовлечённых в проституцию, поставлен у чайной «Столбы» — она связана с историей помощи маргинализированным группам по инициативе Горького в 1901-м.
Или спектакль «Фро» Владимира Золотаря по Платонову, созданный для фестиваля в 2024 году. И пристань Стрелки, и закат, и река проявили атмосферу и символику постановки. Сайт-специфик искусство подразумевает внимание к месту и диалог с ним, наполнение его сообразными смыслами и практиками.
Александр: Главное отличие от перформанса — в отношении к пространству. Сайт-специфик не использует локацию как эффектную декорацию — он рождается из неё.
Пространство становится полноправным соавтором: диктует ритм, структуру, атмосферу. Перенести такой спектакль невозможно — он укоренён в конкретной среде, её физике, истории, энергетике.

Спектакль «Яма» на фасаде чайной «Столбы». Режиссёр Артём Устинов. «Специфик», 2025
Как пространство влияет на восприятие спектакля зрителем?
Анастасия: Живое пространство — это тотальное впечатление: то, что мы видим, звуки, запахи — всё воздействует на зрителя одновременно, погружает его в атмосферу. Художественные образы усиливают её, а история места и личностные ассоциации накладывают дополнительные фильтры.
Также важно, как режиссёр решает расположить зрителя относительно действия: кто-то выбирает традиционную рассадку, кто-то — свободное перемещение или взаимодействие с актёрами.
Александр: Пространство — не просто физическая реальность, но и поле смыслов, ассоциаций, памяти. Оно формирует восприятие.
Как режиссёр, я стараюсь быть внимательным к его особенностям: как звучит голос в этой акустике и движется свет, куда естественно направляется взгляд, где хочется остановиться.
Задача заключается в том, чтобы не бороться с пространством, а вступать с ним в диалог. Тогда рождается не «спектакль на месте», а спектакль места.

Спектакль «Бесприданница» на барже. Режиссёр Надя Кубайлат. «Специфик», 2025
С чего начинается работа над сайт-специфик спектаклем — с идеи и материала или с пространства?
Анастасия: На мой взгляд — с исследования пространства. Внимательного и бережного.
Александр: Бывает по-разному. Иногда пространство подсказывает тему, иногда идея ищет форму. Но в любом случае — это взаимодействие.
Даже если начать с текста или концепции, в момент вхождения в локацию всё может измениться. Пространство не принимает «чужое» — оно требует соразмерности и подлинности.
Какие ограничения или возможности живое пространство накладывает на работу режиссёра?
Анастасия: Оно открывает массу возможностей: природа и архитектура становятся декорациями, найденные предметы — реквизитом. Окна и двери могут «играть» в мизансценах. Этажи и лестницы — создавать вертикаль, показывать иерархии или отношения. Самое важное — быть внимательным к месту. Тогда оно начинает подсказывать.
Ограничения могут быть связаны с технической поддержкой спектакля: отдельная задача — выстроить свет и звук в соответствии с акустикой места или солнечным дневным циклом, если событие происходит на улице. С тем, что город непредсказуем и восприятию спектакля зрителями может помешать внезапное оживление на соседних улицах. И с потребностями жителей района: например, в Нижегородской области в соответствии с законом о тишине шуметь можно до 22:00 в будни и до 23:00 — в выходные.
Александр: Живое пространство — это вызов. В нём нет нейтральности, оно сопротивляется и диктует свои условия. Оно может быть непредсказуемым — по погоде, шуму, реакции зрителей. Но именно это создаёт ощущение «здесь и сейчас». Ограничения становятся точками роста. Они требуют точности, изобретательности, внимания к деталям.

Спектакль «Бесприданница» на барже. Режиссёр Надя Кубайлат. «Специфик», 2025
Как выстраивается контакт со зрителем, когда он так глубоко включён в действие?
Александр: В сайт-специфик театре зритель перестаёт быть наблюдателем, он становится частью среды. Его тело, маршрут, внимание — активный элемент спектакля.
Контакт возникает не через прямой диалог, а через общее переживание пространства, времени, атмосферы. Мы не управляем зрителем, а создаём условия, в которых он может почувствовать сопричастность и присутствие.
Как трансформировался этот формат за последние десятилетия — и в России, и в мире?
Анастасия: Сайт-специфик сегодня — не редкость. Помимо фестиваля «Специфик», в России есть и другие проекты, изучающие этот жанр: «Свияжск АРТель», «Особый взгляд», «Толстой», «Сенокос», «Из области». Там можно увидеть как постановки в конкретных локациях, так и театральные променады по определённым маршрутам.
Легендарный петербургский фестиваль «Точка доступа», проходивший с 2015 по 2021 год, вывел сайт-специфик в цифровое пространство во время пандемии: спектакли проходили в Zoom и на онлайн-платформах.
Александр: В мировом театре сайт-специфик прошёл путь от эксперимента до устойчивого художественного направления. Он стал способом создавать по-настоящему локальное и контекстное искусство, чувствительное к пространству и сообществу.
В России развитие шло менее системно, но сейчас мы наблюдаем всплеск интереса. Появляются новые инициативы, фестивали, исследовательские проекты. При этом жанр сохраняет свою подлинность и остроту — он остаётся территорией поиска и эксперимента.
У нас огромное количество уникальных пространств, и это может сделать российский сайт-специфик заметным на мировой сцене — как когда-то театр Станиславского. Главное — не бояться открывать новое, доверять интуиции, идти за тем, что трогает, и позволять себе делать то, что ещё не имеет названия.

Спектакль-концерт «Сиринема» во дворе Нижполиграфа. Режиссёр и композитор Рамазан Юнусов. «Специфик», 2025
Театр внутри города, или почему стоит увидеть сайт-специфик спектакли своими глазами
В 2025 году фестиваль «Специфик» разделён на два смысловых блока: «Текст в городе» и «Эксперимент». Первый уже прошёл с 1 по 3 августа и показал, как классика может звучать по-новому в контексте города: «Русалка» Пушкина — в бассейне «Дельфин» (реж. Екатерина Половцева), «Дядя Ваня» Чехова — в усадьбе Рябининой (реж. Виктория Печерникова), «Калина красная» Шукшина (реж. Константин Соя) — на берегу Оки. Это не просто эффектные локации, а пространства, способные усилить знакомые тексты.
Впереди — финальный уикенд фестиваля, с 8 по 10 августа, и блок «Эксперимент». Театр выйдет за рамки литературных источников: режиссёры исследуют саму ткань города, его архитектуру, ритм, историю. Постановки развернутся на спортивной площадке православной гимназии, в квартале «Красный Просвещенец», в чайной «Столбы» и во дворе Нижполиграфа — бывшего индустриального комплекса, переквалифицированного в новый культурный кластер.
Фестиваль «Специфик» — способ иначе взглянуть на театр и на город. Это спектакль пространства, где каждый зритель становится участником, а всякое представление — уникальным переживанием.
Билеты — по ссылке.
Больше театральных премьер, спектаклей под открытым небом и неожиданных локаций ищите на Афише Timepad.