• Истории
    Истории

    Рассказываем о проектах и героях, которые помогают найти новые увлечения и пережить происходящее вокруг

  • Сохраненки
    Сохраненки

    Делимся инсайдами и отбираем только самые интересные мероприятия с помощью знающих людей

  • Резиденты
    Резиденты

    Помогают спасти ваши выходные и найти новые увлечения в Москве, Питере и немножко Дорогобуже

  • Подкасты
    Подкасты

    Почти каждую неделю рассказываем об одном трендовом увлечении и приглашаем гостей, которые спасают наши выходные

  • Точно идем
    Точно идем

    Говорим о том, куда сами планируем пойти в Москве, иногда в Питере и немножко в Дорогобуже

Точно идем

Говорим о том, куда сами планируем пойти в Москве, иногда в Питере и немножко в Дорогобуже

ещё теги

Евгений Пыхтин: про фестиваль «СПЕЦИФИК», «Вишнёвый сад» на стадионе и «Три сестры» — в трамвае

5 мин.
фестивали
Евгений Пыхтин: про фестиваль «СПЕЦИФИК», «Вишнёвый сад» на стадионе и «Три сестры» — в трамвае

«СПЕЦИФИК» — первый фестиваль site-specific спектаклей в Нижнем Новгороде. В этом году он пройдёт в две волны: на выходных со 2 по 4 августа, а потом — с 9 по 11 августа.

Но для начала — пара слов о театре в формате site-specific. Его главное отличие в том, что зрителей «вытягивают» из стерильного театрального пространства в живую городскую среду. Неудивительно, что даже вдоль и поперёк исхоженная классическая драматургия в таких условиях обрастает новыми смыслами. Порой — неожиданными для самих создателей.

Мы поговорили с Евгением Пыхтиным, генеральным продюсером и автором фестиваля «СПЕЦИФИК», актёром — о том, как город соединяется с театром и какую роль в этом играют горизонтальные связи.

Про Нижний Новгород и его «культурностоличность»

Всё стало меняться после того, как город отметил своё 800-летие. Тогда же начало расти внимание к локальной культуре — это было одной из целей новой стратегии. На мой взгляд, вполне успешной. «СПЕЦИФИК» — один из тех ростков, который распустился благодаря этому вниманию, доверию и горизонтальным связям в городе. Конечно, и раньше были проекты с крупными игроками из Москвы и Петербурга, но именно сейчас мы обрели свой голос и вышли за пределы «маленькой» сцены.

В Нижнем Новгороде очень много крутых проектов, которые выросли благодаря открытым, прозрачным связям с городскими институциями. Все хотят какой-то движухи. 

Когда идёт стройка сообщества, происходят открытия. Нижний Новгород — как раз такое открытие. У меня нет опасения или какого-то негативного предчувствия, что всё «свернётся», но эти горизонтали хотелось бы сохранить. Сейчас я могу обратиться за помощью к Нижегородской области с какой-то безумной идеей — и буду знать, что меня точно выслушают. У нас выстроен диалог — причём не бумажный, а человеческий.

Про рождение фестиваля

У меня есть ощущение, что теперь город готов. Он может чего-то не понять, но он открыт к разговору.

Путь «СПЕЦИФИК» начался не в прошлом году, а раньше, в 2022-м. Мы тогда позвали студию «Тихая» в нашу театральную лабораторию, чтобы поработать с современными художниками — не сценографами, а именно с теми, кто тоже взаимодействует с городом, средой и смыслами. Мы сделали пять показов в городских локациях — их увидело не так много человек, мы скорее делали пробу, искали формат. В тот же год мы поставили «Бесприданницу» в Нижегородском кремле вместе с мультимедийной студией dreamlaser — ещё одна важная коллаборация. В итоге Олег Беркович — заместитель губернатора Нижегородской области — предложил сделать театральный фестиваль. Так и начался «СПЕЦИФИК», и сейчас я понимаю, что в нём нет никакой искусственной придуманности, он появился абсолютно органично.

Про локации и смыслы

Секрет этого фестиваля — в неожиданности и эмоциональной привязанности к локациям. Я ищу места, отмеченные на ментальной карте города. Это не всегда базовые туристические достопримечательности: например, остров Гребнёвские пески явно не из путеводителя по Нижнему Новгороду. Каждый раз, когда я проезжал мимо, я внутренне «тегал» эту локацию. Вот — раньше тут был пляж. Почему его сейчас нет? Правда, спектакль мы там в итоге не поставили — выбрали другой остров.

В этом году я рассматривал в качестве локации ночной клуб «Рокко» — место, которое знают многие нижегородцы. Или Ковалихинские бани.

Или, например, Дом-коммуна — атрибут эпохи, который символизировал полную смену быта, провозглашал его общность. Были задуманы общие пространства для быта и досуга — а сейчас там обычные квартиры. С одной стороны, мы понимаем контекст, а с другой — видим реальность. Это создаёт новый слой для драматургического текста, придаёт ему смысл.

специфик
Дом-коммуна в Нижнем Новгороде

В прошлом году мы ставили спектакль «В Москву» по мотивам «Трёх сестёр». В трамвае. В чём тут эмоциональная привязанность? У трамвая «Двойки» — кольцевой маршрут, и герои на протяжении всей постановки говорят «Всё, уезжаем в Москву, в Москву», но в итоге едут по кругу и не могут вырваться из него.

Сама локация предлагает художественное решение — в этом и смысл.

Ещё один пример. В детстве многих нижегородцев было два стадиона — «Динамо» и «Водник». Первый — более закрытый, там проходили всякие спортивные секции. Второй всегда был открыт. Сейчас «Водник» значительно руинирован, но люди продолжают туда приходить. Там мы поставили «Вишнёвый сад», взяв за основу линию Фирса. Это был спектакль о том, как уходит память, детство, вишнёвый сад и стадион.

О различии между живой средой и пространством театра

Моя любовь к живой среде началась в далёком 2017 году, когда мы с тремя режиссёрами и группой актёров уехали в Нижегородскую область на базу отдыха «Река чаек». Это было что-то вроде театральной лаборатории. Мы взяли за основу пьесу Чехова «Чайка» и исследовали тему провала: провал Чехова, провал Треплева, Тригорина, личный провал. Наш показ шёл на лодках и даже непосредственно в болоте: мы ходили вокруг, убегали в лес — было очень фактурно.

Я тогда понял, что локация должна быть не фоном — например, как красивый закат — а функциональным пространством. Конечно, есть большая разница в том, чтобы сыграть спектакль в городском пространстве и на сцене театра.

В первом случае ты встраиваешь действие в локацию, работаешь с её особенностями. Во втором — воссоздаёшь всё на сцене, придумываешь пространство вокруг текста.

Выходить с материалом в город непросто: зритель сейчас очень насмотрен, важно коснуться его «физически» — так, чтобы он был не просто далёким наблюдателем, а вовлёкся в текст.

О своём участии в фестивале в качестве актёра

В той нашей «Бесприданнице» я был генеральным продюсером и исполнителем главной роли. Это сложно и физически, и морально, и вообще по всем параметрам. Так что в прошлом году я не участвовал в постановках как актёр, а в этом… пусть будет интрига! Ну мало ли.

Авторы фото: Дима Четыре, Саша Романов и Анастасия Пономарёва

поделиться

Окей, что ещё