Друзья, привет. Это Алишер — автор журнала «Спасите мои выходные». Я вновь пришёл к вам с дневником фестиваля (рассказать, что солнце встало…) — напомню, прошлые записки кинокритика были весной. Сейчас же расскажу, как в Москве прошёл третий фестиваль авторского кино КАРО.Арт. Точнее, о фильмах, которые я успел посмотреть.
Начнём. Открыли фестиваль мультфильмы «Ёжик в тумане» и «Сказка сказок» Юрия Борисовича Норштейна, а также показ с комментариями Юрия Борисовича к его неоконченной анимационной работе «Шинель». Согласитесь, это поистине уникальное событие, которое позволило прикоснуться к великой анимации и поговорить с нашим великим мастером.
И если в первый день фестиваля все восторгались историями Норштейна, то следующим, кто привёл в дикий восторг первый зал кинотеатра «Октябрь», стал фильм «Анора» режиссёра Шона Бэйкера. И дело не только в том, что картина Бэйкера победила в этом году на Каннском фестивале (это тоже, конечно) но главное — в фильме снялись российские актёры: Марк Эйдельштейн и Юра Борисов.
Если вкратце, без спойлеров, говорить об «Аноре», то можно сказать следующее. Молодой парень Ваня, сын русского олигарха, живёт в Нью-Йорке и не знает горя. Во время очередного ночного гулянья он знакомится в клубе с танцовщицей Эми, а вскоре женится на ней в Лас-Вегасе. Конечно, подобное легкомысленное поведение не нравится его родителям, поэтому они срочно вылетают в США, чтобы аннулировать брак. Однако они не подозревают, что их ждёт по прилёте.
По сути, «Анора» — комедия положений, где сплетаются несколько культур, что придаёт происходящему ещё больше юмора. И главное — Шон Бэйкер не прогадал с кастингом. Пригласив Марка Эйдельштейна и Юру Борисова, Бэйкер уже получил, как минимум, лояльность русской аудитории. Ведь Борисова любят все, а Эйдельштейн ещё не успел испортить репутацию и снимается в крепких проектах.
На этом я завершу рассказ об «Аноре», чтобы вы смогли лично получить удовольствие от просмотра фильма, и перенесу вас в следующей день фестиваля, когда показывали ленту «Время жить» режиссёра Джона Краули.
Скажу без лишних предисловий. «Время жить» — милая, пронзительная и вдохновляющая драмеди о любви. Да, вот так просто — о любви в классическом её проявлении. Которую хотят все — чтобы рядом был человек. Верный, внимательный и надёжный. И Эндрю Гарфилд идеально играет именно такого парня, жениха, отца.
При этом всей простоте истории, «Время жить» заставляет задуматься о жизни, о времени, которое мы тратим на «пустые» вещи, а главное, заставляет задаться вопросом «Кем меня запомнят?» И режиссёр Краули очень точно и ёмко вкладывает в уста героини Флоренс Пью мысль о важности наследства, которым вы будете гордиться. А ещё ваша семья, друзья и знакомые. Но ещё стоит отметить решение Джона Краули сломать прямолинейный сюжет и показать историю своих персонажей в формате пазла, чтобы мы сами по небольшим фрагментам собрали и увидели всю картину любви, которая началась с автомобильной аварии.
Однако в противовес душевной драме на следующий день я посмотрел фильм «Великая» Эллен Кёрас. И скажу вам так. Единственным плюсом от данного показа в пятницу вечером было то, что смотрел я фильм будучи один на балконе в зале. А впечатления о «Великой» опишу кратко и ёмко — история фотомодели Ли Миллер, променявшей гламур на опасные странствия на фронте Второй мировой войны в ранге фотокорреспондента, на бумаге выглядит интригующей трансформацией физического, ментального состояния героини Кейт Уинслет. Впрочем, на экране это превращается в блёклую и лишённую искренности драму. Впрочем, судите сами.
К счастью, о ленте Эллен Кёрас я думал не так много времени, так как на следующий день пришло время знакомится с новой работой Романа Михайлова «Жар-птица». И я был крайне удивлён, что на показе почти был аншлаг и вообще в зале была очень специфичная атмосфера, будто сейчас мы увидим нечто особенное и магическое.
Кадр из фильма «Жар-птица» \ kinorium.ru
По сути, так и произошло. «Жар-птица» — поэтичная и сновиденческая сказка о поиске внутреннего спокойствия и гармонии. Фильм гипнотизирует чистотой чувств. Поиск главной героини по имени Саша своей мамы среди сект в Индии выглядит как путешествие по потустороннему миру, где может произойти всё, что угодно, и на пути может встретиться кто угодно — хоть люди в маске голубя, хоть рэпер Хаски. Михайлов удивительным образом создаёт на экране паутину образов, которые вызывают исключительно положительные эмоции. И пусть эти бродячие русские артисты во главе с Марком Эйдельштейном, которых встречает Саша, выглядят как подростки, сбежавшие из детского приюта, они почему-то располагают к себе своим отношением к миру и неожиданно простым взглядом на вещи. Например, когда герой Чингиза Гараева (кстати, он очень похож на молодого Патрика Суэйзи) спрашивает Сашу (а она так похожа на Леа Сейду!) о том, репетировала ли она речь, когда найдёт маму.
И в этой чарующей простоте заключается чудо «Жар-птицы». Каждое движение, взгляд в кадре, каждый кадр, каждая сцена соединены между собой призрачной нитью вселенской любви и иррациональной будоражащей магией, которая позволяет продолжать исследовать все прелести и невзгоды жизни. Ведь поиск означает движение, а движение — это жизнь.
Завершил же я третий фестиваль КАРО.Арт «Амадеем» Милоша Формана. Потрясающей драмой об Антонио Сальери и его отношениях с Моцартом. О фильме культового режиссёра Милоша Формана хочется сказать одно — КИНО.
В целом хочется отметить, что фестиваль продолжает развиваться, искать нового зрителя, но при этом сохранить настоящего и любимого. Многожанровость программы позволяет найти «свой» фильм, узнать, почувствовать что-то иное. Это ли не чудо?