Как это — перепридумать себя в 27, оставить понятную классную работу и уйти… танцевать? Рассказывает Аня Кравченко — танцовщица, художница, хореограф и одна из кураторов независимой Студии Сдвиг в Санкт-Петербурге. С 2023 на базе студии Аня совместно с другими танцовщицами создала компанию «Земные радости», в рамках которой ведёт танцевальные классы и лаборатории и выпускает танцевальные проекты.
23 января 2025 на сцене ДК Рассвет пройдет показ спектакля «И мир бы стал лучшим местом». Это танцевальный сай-фай, который обращается к чувству земного и хрупкой мудрости тел, в поисках лучшего мира в культурных и природных руинах.
— Ты с детства занималась танцами, в какой-то момент перестала, а потом полностью ушла в танцевальное искусство. Как так случилось?
Я не могла найти формат, в котором мне было бы комфортно. Как это обычно бывает, родители отдали меня в танцевальный балетный коллектив. Но отношения с педагогами там у меня не сложились. Меня не мотивировали крики и грубость, к которым, увы, учителя прибегали. Здорово, что родители тогда прислушались ко мне и дали свободу уйти. Поэтому такой классический путь танцовщика, — детский коллектив, училище культуры, преподавание в коллективах, — обошёл меня стороной.
Но танцевать никогда не переставала: просто занятия в классах сменились рейвами, где можно было проявлять себя как хочется. Серьёзно танцы вновь «догнали» меня в период, когда я получала уже второе высшее по искусствоведению. Тогда я больше узнала о формах танца как современного искусства, о видеоарте, перфомансах. И поняла, что мне это интересно. Поэтому в 27 я уже точно решила уволиться с позиции бренд-менеджера и начать заново.
— Как думаешь, этот негативный опыт общения с педагогами из детства повлиял на твои танцевальные классы сейчас?
Да, отчасти! Но важно, что в детстве я встречала и примеры другого педагогического подхода. Например, творческий свободный процесс в школьном кружке, который на контрасте привлекал меня куда больше.
— Твой переход в танец был продуманным решением?
Кажется, чем-то средним. У меня не было, например, финансовой подушки, хотя хорошо было бы об этом подумать. Но первое время ещё очень помогал опыт прошлой работы и знакомства, потому что прошлые работодатели приходили ко мне на фрилансе.
Тем не менее, я не жалею, что всё произошло именно так. Это правда было похоже на прыжок, и в момент свободного падения уже нельзя вернуться. Это помогает решиться, чтобы выйти из комфортных условий и двигаться дальше.
— А что было дальше, когда ты решилась на перемены? Какими были первые шаги?
Первое время меня сковывал страх, что 27 лет — это уже поздно, чтобы поступать куда-то учиться. Был ещё крепок стереотип, что танцы это для молодых, и примеров, куда может податься взрослый танцовщик, передо мной не было.
Я искала, что могла, и сначала попала в «Цех» — была такая школа в Москве, где преподавали как зарубежные, так и российские танцовщики. Я ходила на классы к разным педагогам. И узнала про хорошие программы, куда я могу поступить. Одна такая была в России, в Вагановском училище (где я сейчас преподаю, кстати!). Другие — за рубежом. Я решила попробовать второй вариант.
В 2015 году прошла на danceWEB, это программа в рамках большого фестиваля в Австрии. Пять недель мастер-классов и творческих лабораторий с людьми со всего мира.
Когда мне ещё пришло письмо, что я прошла на магистерскую программу по современной хореографии е.х.е.r.с.е во Францию, я просто рыдала одновременно от счастья и страха неопределённости. Переезд и увольнение разом — это, конечно, экстремальные условия.
— Сейчас у тебя нет страха, что «уже слишком поздно»?
Стереотип, что танец должен быть молодым, остаётся жить. И, конечно, я думаю об этом периодически. Но так же понимаю, что некоторые вещи я не могла сделать в условные 20 лет, а в 27 смогла, просто потому что понимаю логику движения тела. Опыт и осознание куда ценнее просто физического состояния и условного количества сил.
— Что тебя мотивировало и перевешивало все страхи перехода?
Мотивировала сама практика, ощущение прогресса и знакомство с людьми, на чьих классах ты думаешь: «Вау, я хочу так же, хочу жить так же». Сейчас ещё очень мотивирует наблюдать, как людей, для которых танцы это второе-третье занятие в жизни, затягивает в них с головой.
— Ты сразу задумывалась о преподавании и создании собственной танцевальной компании?
В целом, да, это стандартный путь и самый понятный вариант, как танцовщику зарабатывать — расти в педагога и обучать других. Это совершенно другой уровень ответственности, но я решилась на него выйти интуитивно. Сейчас, когда я в танцевальном искусстве уже больше, чем была в другой профессии, доверяю своей интуиции.
— Меркантильный, но важный вопрос. А как ты пережила изменения в уровне комфорта после ухода из корпорации в свободное творчество?
Первое время я сильно экономила. Понимала, что сразу денег не будет. Что сначала нужно вложиться, чтобы получить что-то взамен. Даже сейчас, когда есть студия и компании, всё равно нет уверенности, что в следующем месяце я заработаю столько же, сколько в прошлом.
Но это только опять же мотивирует что-то делать и придумывать. Плюсом меня очень успокаивает мысль, что мой навык ни от чего не зависит. Например, когда начался карантин и люди теряли свои работы, это было страшно. Но я знала, что моё дело останется нужным и важным.
Я не думаю, что художник должен быть всегда голодным. Финансовое благополучие — это маркер, показывающий: то, что ты делаешь, нужно. Остаётся найти ту форму искусства, которая поможет вам с обществом обогащать друг друга.
— Танцевальный спектакль «И мир бы стал лучшим местом» это как раз результат поиска такой формы, которая обогащает и зрителя, и вас? Как вы его создавали?
Да, и чтобы «И мир бы стал лучшим местом» увидел свет первый раз, мы собирали средства по знакомствам, участвовали в грантах и вовлекались все вместе. Личные проекты — дорогое удовольствие. Но всё-таки в творчестве очень важная идея, и если она вдохновляет, то не жалко собственных ресурсов.
— Тебе помогает бэкграунд бренд-менеджера, чтобы продвигать собственные проекты? Кажется, здорово, когда прошлый опыт не обнуляется, а соединяется с новым.
Я совмещаю этот опыт даже на бессознательном уровне. Хотя, общаясь с друзьями-маркетологами, понимаю, что искусство уже исказило моё восприятие. Не так сильно фокусируюсь на том, чем занималась раньше.
Может быть, это звучит для кого-то страшно — потерять прошлый опыт и навыки. Но мне кажется, это логично, приобретая что-то новое, отказывать от старого. То, что действительно важно, останется в теле и в уме.
Мне кажется, надо держаться не просто за свою профессию, а за свою ценность. И тогда ты всегда «пригодишься».
— Сейчас, спустя 13 лет, чувствуешь ли ты себя на своём месте? Были ли моменты, когда ты жалела о переменах?
Да, я чувствую, что сделала правильный выбор. Минуты отчаяния бывают, конечно, но меня успокаивает мысль: если обстоятельства изменятся и я не смогу заниматься танцами, я займусь чем-то другим. Это моя моральная подушка безопасности, с которой легче принимать неудачи.
Я стараюсь держать дистанцию и быть в здоровых отношениях со своим выбором и профессией в целом. Действовать из любви, спокойно, без геройства.
У творческого человека часто героический образ: представляется самоотверженный танцор со сломанной ногой, который всё равно продолжает танцевать… Я не довожу себя до кризиса и держу баланс — как и в любой работе. Это помогает не выгорать, не скучать и не тонуть в усталости.
— Какой советы ты бы дала бы самой себе из прошлого?
Я по-прежнему даю себе этот универсальный совет:
Представь, что у тебя уже всё получилось. Какие шаги ты предпринял, чтобы достичь этого?
Спектакль, который ставит Аня Кравченко и компания «Земные радости», покажут в ДК Рассвет 23 января. Билеты на премьеру можно приобрести на Афише Timepad.