• Истории
    Истории

    Рассказываем о проектах и героях, которые помогают найти новые увлечения и пережить происходящее вокруг

  • Сохраненки
    Сохраненки

    Делимся инсайдами и отбираем только самые интересные мероприятия с помощью знающих людей

  • Резиденты
    Резиденты

    Помогают спасти ваши выходные и найти новые увлечения в Москве, Питере и немножко Дорогобуже

  • Подкасты
    Подкасты

    Почти каждую неделю рассказываем об одном трендовом увлечении и приглашаем гостей, которые спасают наши выходные

  • Точно идем
    Точно идем

    Говорим о том, куда сами планируем пойти в Москве, иногда в Питере и немножко в Дорогобуже

Чему научиться

Рассказываем о проектах и героях, которые помогают найти новые увлечения и пережить происходящее вокруг

ещё теги

Гайд: как смотреть на иконы, если вы ничего в этом не понимаете

7 мин.
искусство
Гайд: как смотреть на иконы, если вы ничего в этом не понимаете

Вы когда-нибудь задумывались, почему у иконы такая удивительная и непривычная перспектива? И что значат все эти надписи… Чтобы разобраться в сложной теме, мы поговорили со старшим научным сотрудником научно-исследовательского отдела Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Татьяной Нечаевой.

Чем иконы отличаются от других видов изобразительных искусств? 

Икона в переводе с греческого языка означает «образ». Она предназначена не для того, чтобы любоваться ею или украшать помещение. Икона помогает людям молиться  это священное изображение, которое выполняет сложную задачу: напоминать о том, что человек никогда не видел и не знал. 


Музей имени Андрея Рублёва

Икона описывает мир, нами не познанный. Поэтому и приёмы, которые использовали художники-иконописцы, отличаются от приемов реалистичной живописи, где воспроизводится то, что художник видит вокруг себя. В иконописи изображается мир, существующий только в воображении или постигаемый через молитву. 

Если от взгляда на икону у вас будто кружится голова, не волнуйтесь: изобразительные средства в иконописи играют совсем другую роль. Даже перспектива! Об этом — ниже.

От редакции

Из чего состоит икона?

Персонажи. Важно понимать, что изображённые на иконе персонажи не должны быть похожи на наших современников, поскольку они — персонажи Священной истории. 

Фон у иконы может быть из золота или серебра, голубого или темно-зеленого оттенка. Также могут использоваться узоры в виде облаков. Это помогает создать образ особого пространства. 

Внутренний свет. Фигуры, изображенные на иконах, должны быть похожи на ангелов, которых видели только выдающиеся молитвенники, получавшие откровения. Ангелы изображаются с крыльями в особых одеждах. Эти одежды, несмотря на свою кажущуюся простоту, излучают свет. 

Точность прорисовки. Важно, чтобы каждый элемент на иконе был точно прорисован. Если действие происходит внутри помещения, то художник рисует велум, то есть ткань, переброшенную между стен. Это может быть изображение условного здания или другой структуры, которая служит фоном для сцены.

иконы

Сретение. 1663–1670 годы. Икона из коллекции Музея имени Андрея Рублёва. Красная ткань, перекинутая в виде полога, и есть велум

Перспектива. Перспектива играет важную роль в изображении. Для художников, работающих в реалистическом стиле, важно передать глубину, усиливая детали, которые сходятся на горизонте. В иконописи перспектива работает наоборот: усиление сходится в глазах зрителя, создавая ощущение бесконечного пространства, в котором находится изображение. 

Подписи. Каждая фигура на иконе подписана — именем или титулом. Это помогает зрителям понять, кто изображен на иконе. Персонаж подписывается в сокращенной форме, что было характерно для того времени. В верхней части икон часто размещают название сюжета, который она изображает. Так икона становится не только визуальным объектом, но и текстом, который должен быть правильно прочитан и интерпретирован.

Если пока не получается воспринять все элементы и сложить цельную картинку, предлагаем устроить себе небольшой челлендж: например, прогуляйтесь по залам Музея имени Андрея Рублёва и отыщите все велумы. Или сосчитайте голубей! Так взгляд станет более натренированным, и со временем вы сможете быстрее распознавать отдельные элементы иконы.

От редакции

Существуют различные иконописные школы. В чем их принципиальное отличие? 

Сейчас понятие «школа» устарело — исследователи используют другие определения: новгородская иконопись, московская, тверская, псковская, северная и другие, связанные с территориями их распространения. Новгородская иконопись имеет свою особенную энергетику, которая была характерна для этого региона в XIV веке. Московская школа оформилась позже, в XIV-XV веках, её работы отличаются мягкостью и воздушностью, в отличие от строгого стиля Новгорода. Псковская школа достаточно оригинальна, её иконописцы заимствовали многое от европейской культуры, что связано с географической близостью Пскова к западным регионам.

Выберите ту технику, манеру или школу (хоть это и устаревшее понятие), которая близка именно вам. Например, есть палехская иконопись — красочная, гармоничная, с плавными линиями. Легендарная палехская миниатюра, кстати, всего лишь наследница палехского религиозного искусства.

От редакции

О каких иконописцах кроме Андрея Рублёва нужно знать каждому?

Алипий. В житии этого иконописца говорится, что его краски исцелили больного человека, страдавшего от проказы. А когда заболел сам Алипий, ангел дописал его последнюю икону. Увы, от работ Алипия кроме этих легенд почти ничего не осталось.

Феофан Грек начал работать в Новгороде, где расписал знаменитые фрески в Спасо-Преображенской церкви на Ильине улице. Позже он переехал в Москву, где расписывал Благовещенский собор. Он был свободным художником, настоящим титаном Возрождения и учителем Андрея Рублева. 

Симон Ушаков. В XVII веке появляется Симон Ушаков, который стал реформатором иконописи и внес новое понятие — живоподобие. В этот период в Москве была организована большая иконописная мастерская при Оружейной палате, из которой вышло много талантливых мастеров. С XVII века осталось много памятников иконописи, которые можно увидеть и сегодня.

Когда мы смотрим на иконы, мы видим разнообразные сюжеты: Богоматерь с Иисусом Христом, Благовещение, Богоявление. Как мы можем определить, что за сюжет перед нами? 

Говоря о сюжетах в иконописи важно понимать, что все иконы основываются на литературных источниках, таких как Евангелие, Библия и жития святых. Кроме того, персонажей изображают в специфической одежде, которая помогает его узнать. Или, например, есть устоявшиеся образы: голубка символизирует Святого Духа, а ангел изображается как небесный посланник, который приносит весть. Ангелы на иконах написаны с крыльями, что является наследием античной традиции, перешедшей в византийскую живопись.


Благовещение. Начало XVIII века. Икона из коллекции Музея имени Андрея Рублёва. Голубь здесь — символ Святого Духа

Жесты тоже очень важны. Сложение перстов восходит к античным жестам и позже стало частью иконописи. Например, пальцы ангела иногда сложены так, что мы понимаем: он говорит и обращается к Марии. А иногда жест означает благословение или обращение: «Слушайте меня, я говорю». 

Какие скрытые символы можно встретить в иконописи?

В первые века христианства, когда фигуративная живопись ещё не существовала, крест был главным христианским символом. Рыба (ихтис) стала символом Христа из-за соответствия в написании его имени.

Кстати, образ рыбы можно встретить и на более поздних иконах. Подсказка: обратите внимание на сюжет Богоявления. Иногда в водах реки Иордан можно кое-кого разглядеть.

От редакции

В катакомбах ранние христиане использовали символы — крест, изображения Христа в виде пастыря, который пасёт своих овец. С развитием христианства и официальным принятием его в Константинополе начались изображения сюжетов, основанных на евангельских текстах.

Как понять и полюбить иконопись? 

Чтобы лучше понять иконопись, важно познакомиться с основами христианского учения и евангельскими сюжетами. Музеи, такие как Третьяковская галерея или Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва, являются отличными местами для знакомства с иконописью как искусством. В таких музеях можно спокойно созерцать иконы, погружаясь в их мир.


Музей имени Андрея Рублёва

И последний совет от редакции: во-первых, в самом начале пути вам точно понадобится экскурсовод, чтобы обилие символов, приёмов и других непривычных странностей не вызывало у вас отторжения. Во-вторых, один из наших редакторов очень любит разглядывать иконописные шедевры в сопровождении… Баха, «Всенощного бдения» Рахманинова или древних распевов: такое объёмное воздействие на органы чувств вряд ли оставит вас равнодушным.

От редакции

Если вас заинтересовала иконопись, самое время отправиться в музей самим и полюбоваться на иконы вживую. В музее древнерусского искусства есть обзорная экскурсия, а еще экскурсии по тематическим экспозициям: узнайте больше о надгробных памятниках, сюжетах икон или как выглядела мастерская книжника.


За событиями музея следите на странице организатора.

поделиться

Окей, что ещё