Тоска, хандра, меланхолия — одним словом, типичная очень. Справляться со сложными чувствами и summertime sadness чуть проще, если знаешь стратегию. А вот где её взять — хороший вопрос. Мы поговорили с друзьями из КАРО.Арт и поискали ответы в любимом кино: может быть, Форрест Гамп поможет нам прожить осеннюю грусть?
Наталья Гаврук-Гаврилина — программный директор КАРО.Арт
Считает, что переживание искусства фундаментально для любого человека, а свою потребность в кино называет базовой — сродни потребности в воде и пище
Осень 2024 года рекомендую встречать документальным фильмом Вима Вендерса «Ансельм. Шум времени», который в терапевтической манере рассказывает о творчестве современного художника Ансельма Кифера, известного своими монументальными инсталляциями из стали, глины, свинца и бетона, осмысляющего свою восьмидесятилетнюю жизнь, человеческое существование и цикличность истории. Нам показывают Художника вне цивилизации, в тишине, молчании, одиночестве — и он задает себе вопросы. Ансельм создает свои сложные величественные конструкции, читает, размышляет, рассказывает, созерцает, вспоминает под шепот времени.
Режиссер показывает выставки разных лет, соединяя их с исторической хроникой и реконструкцией детства Ансельма — прошлое соединяется с настоящим. Диалоги Кифера с его учителями-собеседниками Паулем Целаном, Фридрихом Гёльдерлином, Йозефом Бойсом, Мартином Хайдеггером бесконечны и ценны — необходимо услышать шум и слово времени, пусть даже самого нестерпимого; постоянно осмысливать себя, миф, милость Бога, несправедливость мира, историческую ответственность, красоту, коллективную память, обращаясь к опыту прежних времен, великим из других веков.
Кинематографически это сделано превосходно!
Евгений Цуркан — кандидат философских наук
Специализируется в области социальной философии, увлекается кино и новыми медиа, ужасом и юмором, в КАРО.Арт обсуждает ретроспективные и премьерные фильмы. Ведёт канал «Телега Сенеки»
Лишь будучи спрошенным об осенней хандре и способах её преодоления, я осознал, что киновоплощением моей тоски является Билл Мюррей. Да, он озвучивал Гарфилда. Дважды. Согласитесь, это тоже тоскливо.
Взятый след привёл меня к сложному выбору между Джимом Джармушем и Уэсом Андерсоном, у которых в кадре нередко грустил Билл Мюррей. Выбор пал на Андерсона. Точнее, на самый меланхоличный фильм в целом жизнерадостного режиссёра «Семейка Тененбаум». На протяжении без малого двух часов главные герои — члены и друзья семейки — изобретательно грустят. Трагедия с иронической дистанции нередко представляется комедией. Слишком близко — часто больно, чуть подальше — уже полегче. Чем не практический совет по преодолению тоски?
Насколько креативен сплин Тененбаумов, настолько же разнообразны выходы из него.
Несложно заметить, что персонаж Билла Мюррея в перечисление не попал. Согласитесь, это тоже тоскливо.
Мария Протасова — кинокритик, эксперт КАРО.Арт
А ещё коллекционирует винил и ведёт канал the feeling of jazz
Осень — ностальгия. И, в первую очередь, по музыке. Мой однозначный герой на этот период — персонаж Джона Кьюсака Роб Гордон из фильма «Фанатик» (2000). И не потому, что у меня проблемы в личной жизни (тьфу-тьфу-тьфу), а потому, что я протираю пыль с каждой своей пластинки и начинаю их активно переслушивать и переосмысливать.
Если вы, как и я, коллекционируете пластинки или только задумались об этом, может, работаете в музыкальном магазине или просто меломан, «Фанатик» — прекрасный выбор. Здесь есть всё: от снобских бесед о музыке, ее жанрах, артистах и исполнителях до потрясающих волнительных сцен, где игла проигрывателя опускается на пластинку и кто-то из персонажей слышит композиции впервые.
Ирина Гросс — кинотерапевт, клинический психолог, эксперт КАРО.Арт
Ведёт канал «Терапия КИНО» и субботнюю кинотерапию в КАРО.Арт
Лето — маленькая жизнь, август — её завершение. Морская соль в волосах, песок в одежде, загар. И вроде бы был отпуск, но осень медленно подкрадывается тенью. Тоска накрывает уютным одеялом, из-под которого совсем не хочется выходить прохладным утром. Тогда я включаю идеальный фильм для этого времени — «Солнце мое» Шарлотты Уэллс. И, как главная героиня Софи, начинаю пересматривать видеоархивы самого значимого для меня отпуска со значимым человеком.
Пересматривать архивы — моя любимая стратегия переживания завершения чего-либо, мой привычный способ справиться.
Этот фильм ценен для меня темой прощения отца за то, что он не был идеальным, как хотелось бы, а был обычным человеком, которому не выдали инструкцию о том, как правильно жить. Фильм — воспоминание, сенсорное впечатление, он готовит внутри тебя коктейль из чувств. А я люблю во время просмотра не думать, а чувствовать, проживать что-то свое, личное. И, конечно, это настоящая кинотерапия. Как известно, автор фильма рассказывает о своей истории. Уверена, для написания этого сценария потребовались часы у психотерапевта. И она их честно отсидела, если смогла поделиться с нами таким откровением.
Андрей Гордин — актер, режиссер и кинообозреватель, эксперт КАРО.Арт
В КАРО.Арт обсуждает кино со зрителями после показов — и ведёт канал «Заводной мандарин»
Я не очень люблю жару, поэтому, когда кончается лето, обычно не грущу, а предвкушаю осеннюю прохладу. Но даже когда на меня накатывает хандра, я стараюсь не унывать и беру пример с героя фильма «Идеальные дни» Вима Вендерса.
Мне кажется, эта картина и этот герой учат очень важной вещи — умению видеть красоту во всем, что тебя окружает, ценить себя, чем бы ты ни занимался. Хираяма — уборщик туалетов, и на первый взгляд его день состоит из скучной рутины, но каждый момент дня он наделяет смыслом. Он буквально живёт моментом. Его кредо: «Сейчас — это сейчас, а потом — это потом!». Я тоже периодически напоминаю себе об этой простой истине, и сразу становится как-то легче на душе. Так что желаю вам не грустить, а смотреть хорошее кино!
Вероника Скурихина — кинообозреватель, главный редактор «Такое кино»
Не всегда смотрит то, что на самом деле хочет, поэтому в КАРО.Арт проводит дискуссии после показов лент, интересных лично ей. А ещё ведёт канал «Некинокритик»
Когда лето заканчивается по календарю, я вспоминаю, что ещё не закончился сезон кинофестивалей и надо собраться для последнего рывка перед зимовкой в Москве. А в каком фильме длительный забег героя стал культовым? Правильно, «Форрест Гамп».
Кто-то скажет, что этот фильм — вдохновляющий. Но лично мне он помогает собраться в самую хандру — очаровательной простотой и прямолинейностью героя. В попытках сойти за сложного, творческого и многогранного человека мне явно этого не хватает.
Ещё он учит нас останавливать этот бег в любой момент, когда мы чувствуем, что устали. А ещё у этого фильма шесть «Оскаров» и первоисточник, в котором вы не узнаете любимого героя, потому что роман о нём — это сатира. Ещё это множество удивительно точных цитат, которые вы распознаете, даже если не видели фильма. И что может быть лучше, чем пересмотреть вроде уже наизусть знакомое кино? С нового ракурса, на языке оригинала, точно зная, что этот марафон длиною в 2 часа и 22 минуты подарит вам не усталость, а вдохновение.