• Истории
    Истории

    Рассказываем о проектах и героях, которые помогают найти новые увлечения и пережить происходящее вокруг

  • Сохраненки
    Сохраненки

    Делимся инсайдами и отбираем только самые интересные мероприятия с помощью знающих людей

  • Резиденты
    Резиденты

    Помогают спасти ваши выходные и найти новые увлечения в Москве, Питере и немножко Дорогобуже

  • Подкасты
    Подкасты

    Почти каждую неделю рассказываем об одном трендовом увлечении и приглашаем гостей, которые спасают наши выходные

  • Точно идем
    Точно идем

    Говорим о том, куда сами планируем пойти в Москве, иногда в Питере и немножко в Дорогобуже

Истории

Рассказываем о проектах и героях, которые помогают найти новые увлечения и пережить происходящее вокруг

ещё теги

Моя ролевая модель: как киногерои учат нас бороться с тоской

7 мин.
кино
Моя ролевая модель: как киногерои учат нас бороться с тоской

Тоска, хандра, меланхолия — одним словом, типичная очень. Справляться со сложными чувствами и summertime sadness чуть проще, если знаешь стратегию. А вот где её взять — хороший вопрос. Мы поговорили с друзьями из КАРО.Арт и поискали ответы в любимом кино: может быть, Форрест Гамп поможет нам прожить осеннюю грусть?

Наталья Гаврук-Гаврилина — программный директор КАРО.Арт

Считает, что переживание искусства фундаментально для любого человека, а свою потребность в кино называет базовой — сродни потребности в воде и пище

Осень 2024 года рекомендую встречать документальным фильмом Вима Вендерса «Ансельм. Шум времени», который в терапевтической манере рассказывает о творчестве современного художника Ансельма Кифера, известного своими монументальными инсталляциями из стали, глины, свинца и бетона, осмысляющего свою восьмидесятилетнюю жизнь, человеческое существование и цикличность истории. Нам показывают Художника вне цивилизации, в тишине, молчании, одиночестве — и он задает себе вопросы. Ансельм создает свои сложные величественные конструкции, читает, размышляет, рассказывает, созерцает, вспоминает под шепот времени.

Режиссер показывает выставки разных лет, соединяя их с исторической хроникой и реконструкцией детства Ансельма — прошлое соединяется с настоящим. Диалоги Кифера с его учителями-собеседниками Паулем Целаном, Фридрихом Гёльдерлином, Йозефом Бойсом, Мартином Хайдеггером бесконечны и ценны — необходимо услышать шум и слово времени, пусть даже самого нестерпимого; постоянно осмысливать себя, миф, милость Бога, несправедливость мира, историческую ответственность, красоту, коллективную память, обращаясь к опыту прежних времен, великим из других веков.

Кинематографически это сделано превосходно!

Хандрить

Кадр из фильма «Ансельм. Шум времени», kinorium.com

Евгений Цуркан — кандидат философских наук

Специализируется в области социальной философии, увлекается кино и новыми медиа, ужасом и юмором, в КАРО.Арт обсуждает ретроспективные и премьерные фильмы. Ведёт канал «Телега Сенеки»

Лишь будучи спрошенным об осенней хандре и способах её преодоления, я осознал, что киновоплощением моей тоски является Билл Мюррей. Да, он озвучивал Гарфилда. Дважды. Согласитесь, это тоже тоскливо. 

Взятый след привёл меня к сложному выбору между Джимом Джармушем и Уэсом Андерсоном, у которых в кадре нередко грустил Билл Мюррей. Выбор пал на Андерсона. Точнее, на самый меланхоличный фильм в целом жизнерадостного режиссёра «Семейка Тененбаум». На протяжении без малого двух часов главные герои — члены и друзья семейки — изобретательно грустят. Трагедия с иронической дистанции нередко представляется комедией. Слишком близко — часто больно, чуть подальше — уже полегче. Чем не практический совет по преодолению тоски?

Насколько креативен сплин Тененбаумов, настолько же разнообразны выходы из него.

Научитесь отпускать, как Роял, не бояться нового, как Этель, прощать, как Чес, принимать себя, как Марго, и признаваться в своих чувствах, как Ричи

Несложно заметить, что персонаж Билла Мюррея в перечисление не попал. Согласитесь, это тоже тоскливо.


Кадр из фильма «Семейка Тененбаум», kinorium.com

Мария Протасова — кинокритик, эксперт КАРО.Арт

А ещё коллекционирует винил и ведёт канал the feeling of jazz

Осень — ностальгия. И, в первую очередь, по музыке. Мой однозначный герой на этот период — персонаж Джона Кьюсака Роб Гордон из фильма «Фанатик» (2000). И не потому, что у меня проблемы в личной жизни (тьфу-тьфу-тьфу), а потому, что я протираю пыль с каждой своей пластинки и начинаю их активно переслушивать и переосмысливать.

Если вы, как и я, коллекционируете пластинки или только задумались об этом, может, работаете в музыкальном магазине или просто меломан, «Фанатик» — прекрасный выбор. Здесь есть всё: от снобских бесед о музыке, ее жанрах, артистах и исполнителях до потрясающих волнительных сцен, где игла проигрывателя опускается на пластинку и кто-то из персонажей слышит композиции впервые.

«Что было первым? Музыка или страдание?»
Лучший саундтрек, лучшие цитаты, лучший фильм Джона Кьюсака


Кадр из фильма «Фанатик», kinorium.com

Ирина Гросс — кинотерапевт, клинический психолог, эксперт КАРО.Арт

Ведёт канал «Терапия КИНО» и субботнюю кинотерапию в КАРО.Арт

Лето — маленькая жизнь, август — её завершение. Морская соль в волосах, песок в одежде, загар. И вроде бы был отпуск, но осень медленно подкрадывается тенью. Тоска накрывает уютным одеялом, из-под которого совсем не хочется выходить прохладным утром. Тогда я включаю идеальный фильм для этого времени — «Солнце мое» Шарлотты Уэллс. И, как главная героиня Софи, начинаю пересматривать видеоархивы самого значимого для меня отпуска со значимым человеком.

Этот просмотр согреет, станет и лекарством от осенней хандры, и взрослением, и принятием, и любовью, и солнцем.

Пересматривать архивы — моя любимая стратегия переживания завершения чего-либо, мой привычный способ справиться.
Этот фильм ценен для меня темой прощения отца за то, что он не был идеальным, как хотелось бы, а был обычным человеком, которому не выдали инструкцию о том, как правильно жить. Фильм — воспоминание, сенсорное впечатление, он готовит внутри тебя коктейль из чувств. А я люблю во время просмотра не думать, а чувствовать, проживать что-то свое, личное. И, конечно, это настоящая кинотерапия. Как известно, автор фильма рассказывает о своей истории. Уверена, для написания этого сценария потребовались часы у психотерапевта. И она их честно отсидела, если смогла поделиться с нами таким откровением.

тоска

Кадр из фильма «Солнце мое», kinorium.com

Андрей Гордин — актер, режиссер и кинообозреватель, эксперт КАРО.Арт

В КАРО.Арт обсуждает кино со зрителями после показов — и ведёт канал «Заводной мандарин»

Я не очень люблю жару, поэтому, когда кончается лето, обычно не грущу, а предвкушаю осеннюю прохладу. Но даже когда на меня накатывает хандра, я стараюсь не унывать и беру пример с героя фильма «Идеальные дни» Вима Вендерса.

Мне кажется, эта картина и этот герой учат очень важной вещи — умению видеть красоту во всем, что тебя окружает, ценить себя, чем бы ты ни занимался. Хираяма — уборщик туалетов, и на первый взгляд его день состоит из скучной рутины, но каждый момент дня он наделяет смыслом. Он буквально живёт моментом. Его кредо: «Сейчас — это сейчас, а потом — это потом!». Я тоже периодически напоминаю себе об этой простой истине, и сразу становится как-то легче на душе. Так что желаю вам не грустить, а смотреть хорошее кино!

тоска

Кадр из фильма «Идеальные дни», kinorium.com

Вероника Скурихина — кинообозреватель, главный редактор «Такое кино»

Не всегда смотрит то, что на самом деле хочет, поэтому в КАРО.Арт проводит дискуссии после показов лент, интересных лично ей. А ещё ведёт канал «Некинокритик»

Когда лето заканчивается по календарю, я вспоминаю, что ещё не закончился сезон кинофестивалей и надо собраться для последнего рывка перед зимовкой в Москве. А в каком фильме длительный забег героя стал культовым? Правильно, «Форрест Гамп».

Кто-то скажет, что этот фильм — вдохновляющий. Но лично мне он помогает собраться в самую хандру — очаровательной простотой и прямолинейностью героя. В попытках сойти за сложного, творческого и многогранного человека мне явно этого не хватает. 

Ещё он учит нас останавливать этот бег в любой момент, когда мы чувствуем, что устали. А ещё у этого фильма шесть «Оскаров» и первоисточник, в котором вы не узнаете любимого героя, потому что роман о нём — это сатира. Ещё это множество удивительно точных цитат, которые вы распознаете, даже если не видели фильма. И что может быть лучше, чем пересмотреть вроде уже наизусть знакомое кино? С нового ракурса, на языке оригинала, точно зная, что этот марафон длиною в 2 часа и 22 минуты подарит вам не усталость, а вдохновение.

тоска

Кадр из фильма «Форрест Гамп», kinorium.com
поделиться

Окей, что ещё