Всем привет! Меня зовут Алишер, я автор журнала «Спасите мои выходные». Недавно прошёл 47-й Московский международный кинофестиваль. И как вы могли догадаться по заголовку статьи — я там был. Кино смотрел и тексты писал.
Год назад я уже рассказывал, как проходил мой день на ММКФ. Сейчас расскажу, что изменилось за прошедшие 365 дней. И, конечно, поделюсь фильмами, которые стоит посмотреть.
Итак, начнём с главного. К сожалению, основной конкурс фестиваля стал ещё слабее. Это не только моё наблюдение, но и выводы коллег. Теперь многие выбирают сходить на показы вне конкурса, например секции «Дикие ночи» или «Мультаселенная», нежели посещать смотры претендентов на победу ММКФ.
Из основного конкурса я посмотрел картину «Семейное счастье» Стаси Толстой. Её фильм — экранизация одноимённого романа Льва Толстого. В центре сюжета юная сирота Маша, чья любовь к своему опекуну, помещику Сергею Михайловичу, не знает границ. «Семейное счастье» — поэтичный и своенравный slice of life, где непривычный для большинства Евгений Цыганов пытается смириться с новым образом жизни и статусом, за что, кстати, получил приз за лучшую мужскую роль.

Кадр из фильма «Семейное счастье»
Главное же внимание зрителей на ММКФ было приковано к конкурсу «Русские премьеры», где показали новые работы Ивана Соснина, Антона Маслова, Ивана Петухова и других сильных постановщиков. Безусловно, особое место в расписании программы занимала лента «Легенды наших предков» уральского умельца Ивана Соснина. Его история о том, как отец-журналист из Екатеринбурга вместе с дочерью собирает по регионам легенды, а руководит путешествием хозяин леса.
«Легенды наших предков» — светлое и семейное роуд-муви о важности не только знать историю, в данном случае фольклор, но и найти способ её передать. А ещё это просто доброе, смешное, трогательное кино о доверии, верности и любви. Любви отца к дочери и дочери к отцу.
Ещё на фестивале был ажиотаж, самый настоящий. Причина — сериал Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно». Билетов на показ было почти не достать, даже составляли списки, по которым пускали в зал. Благодаря такому вниманию сериал показали два раза. Объясняется феномен сериала участием в нём Марка Эйдельштейна и загадочной фигурой Романа Михайлова. Пожалуй, он сейчас — главный наш инди-режиссёр, который впитывается в душу зрителям своей честностью, открытостью и любовью к миру.
Честно, побольше бы таких моментов, ведь именно они делают фестивальный быт живым, эмоциональным и непредсказуемым. Когда люди что-то спонтанно ищут, спрашивают, быстро обсуждают. Именно слегка неконтролируемый хаос превращает вереницу показов в завораживающее путешествие по кинозалам и кинотеатрам.

Кадр из сериала «Путешествие на солнце и обратно»
Если уйти от разговора о фильмах и сфокусироваться на жизни журналиста на фестивале, то скажу одно — ничего не изменилось. Я с коллегами всё так же смотрю, пишу, посещаю пресс-центр. Работа киножурналиста, кинокритика, можете назвать как хотите, на фестивале однообразна. Безусловно, кто-то успевает брать интервью и ездить в редакцию, другие посвящают фестивалю всё время. Однако, когда тушится свет в зале, включается заставка фестиваля и появляются первые кадры фильма, происходит магия, которую невозможно объяснить. А слышали бы вы наши споры о просмотренных картинах — настоящий спектакль! Поверьте на слово, температура споров была 39,9.
Только жаль, что для пресс-центра так и не нашлось достойного места. Он всё так же находится в переходе на 3-м этаже «Октября». Вроде это мелочь, но всё равно некомфортно. Пресс-центр перестал быть местом силы, громких дискуссий и споров о фильмах. Сейчас всё это по большей части происходит в очереди у кофейного аппарата.

Самое яркое, пугающее, смешное и поразительное событие ММКФ — секция «Дикие ночи» кинокритика Егора Москвитина. Вот куда, а на показы его программы было сложнее всего получить билет. Я успел посмотреть только два фильма: «Нечто из унитаза» и «Вампиры-зомби… из космоса!». И если первая картина — это весёлая версия «Чужого», где отец-сантехник вместе с сыном спасает жильцов многоэтажки от неизвестного хищника, ползающего по канализации, то «Вампиры-зомби… из космоса!» — это своеобразная версия прошлогоднего бэнгера ММКФ «Сотни Бобров», только в жанре хоррора.


Несмотря на «привычность», ММКФ всё же остаётся территорией, где живёт кино, а живёт оно потому, что его смотрят, о нём говорят, оно не оставляет равнодушным. Да, из-за сегодняшней ситуации в мире программы фестиваля немного утратили лоска. Впрочем, это даёт возможность другим заявить о себе, а нам — узнать новых авторов.
Конечно, я не могу оставить вас без списка рекомендаций «Что посмотреть с ММКФ». Выделяю фильмы, которые точно будут у нас в прокате. Записывайте: «Мужу привет», «Туда», «Легенды наших предков», «Гадкая сестра» и «Самозванцы». Приятного просмотра!