C 9 по 12 октября в четырёх городах — Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Калининграде — пройдёт международный кинофестиваль о ментальном здоровье Mental Health Film Festival. Второй год он проходит при поддержке Timepad, и журнал «Спасите мои выходные» снова поговорил с основательницей MHFF Алиной Радунской. На этот раз — о внутренней динамике фестиваля, фаворитах программы и сложных чувствах.
Про обратную связь
В этом году мы не стали гнаться за масштабом — и решили пойти в глубину. В 2024-м мы впервые проводили MHFF вместе с Timepad. Это, конечно, было круто: мы, как настоящий «взрослый» фестиваль, приземлились одновременно на разных площадках и в нескольких городах. Только в Москве было у нас пять сцен.
Делать фестиваль качественнее особенно помогает обратная связь. Например, в прошлом году мы в первый раз столкнулись с публичной критикой в соцсетях: одна из зрительниц выложила сторис и написала, что субтитры не видно с некоторых мест из-за впереди сидящих гостей. Я как раз ехала на показ, сама ничего не могла сделать, написала мужу — он оперативно перенёс субтитры в верхнюю часть экрана, и уже на следующем сеансе всё было видно. Я очень благодарна девушке за этот комментарий, пригласила её ещё раз, подарила билеты. И она снова написала про нас — но уже с более положительным настроем: круто, что мы сразу отреагировали.
Я вообще очень чувствительна к обратной связи. Ценю не только хорошие слова, но и критику — именно она помогает быстро что-то поменять и сделать фестиваль лучше.
Накопленный опыт, конечно, помогает. Я теперь лучше ориентируюсь в бюрократических требованиях, например. Но и остроты меньше: учусь выдерживать привычность и работать без этой эйфории от первого фестиваля. Новых трудностей почти нет, зато остаются прежние риски. Мы показываем почти одни премьеры, и каждый год до последнего не знаешь, какие фильмы придут. Это держит в напряжении.
В прошлом году в преддверии MHFF мы уже общались с Алиной — про отбор фильмов, сложные моменты фестиваля и поиск сейф спейса. Читайте интервью, чтобы наблюдать, как меняется Mental Health Film Festival — и мы вместе с ним.
Про фаворитов программы
Я долго сомневалась, брать ли фильм «Синдром Италия» в программу. Он очень локальный: снят в Румынии и Италии про женщин, которые уезжают сиделками на 10–15 лет и возвращаются на родину с тяжёлыми симптомами. Эти симптомы — галлюцинации, депрессия — появляются из-за депривации сна, тоски по дому, отсутствия контакта с семьёй. Казалось, что тема далека от нашей аудитории.
Синдром Италии — психосоциальный феномен, массово отмечаемый среди женщин Румынии и Молдовы. Они уезжают в Италию за заработком, но в итоге оказываются на изнурительной работе, связанной с большими физическими и эмоциональными нагрузками и зачастую попросту нелегальной. Как правило, речь об уходе за пожилыми людьми. Среди самых распространённых последствий такого труда — депрессия.

Кадр из фильма «Синдром Италия», Ettore Mengozzi (Этторе Менгоцци), Румыния, 2024
Но я посмотрела его и поняла, что не могу от него отвлечься. Весь вечер рассказывала о нём мужу. Эта история очень отозвалась во мне лично: я вспоминала своё детство, как мама работала на трёх работах, чтобы нас поднимать, и её почти не было дома. Обычно она возвращалась, когда мы уже спали. Я потом даже обсуждала фильм с психологом — настолько он меня зацепил.
В итоге я решила: если я сама не могу перестать о нём думать и всем пересказываю, значит, этот фильм должен быть в программе. Мы даже сделали его фильмом открытия. Думаю, нашим зрителям эта тема тоже будет понятна, ведь и в России многие уезжают на заработки, оставляя дома детей или родителей. Именно поэтому «Синдром Италии» стал моим фаворитом.
Про теги к фильмам
Как команда выбирает темы фестиваля
Ежегодно на MHFF присылают сотни фильмов со всего мира. Из года в год одни темы поднимаются чаще других, и мы никогда не знаем заранее, что окажется актуальным в новом сезоне. В 2025 году такими темами стали нарциссизм, депрессия, фобии и одиночество — именно они станут центром фестиваля.
На сайте под каждым фильмом мы ставим теги. Даже если фильм короткий, на минуту, под ним будут 1–3 ключевые темы. Это важно, потому что по описанию не всегда понятно, про что кино. Например, в «Синдроме Италия» указаны «синдром Италии», «холодные матери» и «тоска по дому». А есть одноминутная анимация «Чувство увядания» — там не звучат слова «проживание горя», но она именно про это, и мы ставим нужный тег, чтобы зритель знал, чего ждать.

Кадр из анимации «Чувство увядания», Вероника Непутина, Россия, 2024
Получается, каждый год мы проводим своего рода социальное исследование. Мы отсматриваем сотни фильмов, анализируем, какие темы всплывают чаще всего — на удивление, зрители потом тоже выбирают эти темы как самые популярные. Например, кино о проживании горя в прошлом году у нас собрало полные залы. Все хотели обсуждать именно это. А теперь будем говорить о нарциссизме, депрессии (она, кстати, стабильно в хедлайнерах), фобиях и одиночестве.
Одиночество покажем разное: цифровое и бытовое. Фобии — это, конечно, буквально страшно, но подборка получилась смешной и милой: там есть сюрреалистическая комедия о страхе смерти и анимация про панду-хикикомори с агорафобией. С нарциссизмом посложнее: мы объединили этим тегом фильмы про хрупких людей, про разных нарциссов. Тема актуальная, но как будто не совсем понятная — в последнее время мы так любим вешать на людей ярлыки. Но что вообще такое нарциссизм и каким он бывает? Есть, например, дефицитарный, который очень мне понятен — он про бесконечную гонку за успехом, за любовью, которой тебе не хватило в детстве.

Кадр из анимации «Комору Панда, история хикикомори», Lorenzo Fontani (Лоренцо Фонтани), Великобритания, 2024
Про силу Mental Health Film Festival
За первую неделю у нас уже купили сто билетов — такого в прошлом году не было. Люди ждут Mental Health Festival, отмечают нас в сторис, пишут, что ходят с самого первого фестиваля. И это так приятно — видеть, как зрители растут вместе с нами.
Они помнят, как я волновалась на сцене в первые разы — я-то думала: «Ну ладно, разнервничалась, сказала что-то не то, всё равно они меня больше никогда не увидят!»
Сейчас сила фестиваля — в том, что он просто продолжается. Рада, что это происходит вместе с Timepad: сначала я боялась, что MHFF как-то трансформируется, но он продолжает быть собой. Для меня это очень ценно. Да, пришлось расстаться со своим нарциссизмом и понять, что не только я умею делать фестивали. Зато я учусь делегировать и смиряться с какой-то своей уязвимостью.
Есть у меня такой инсайт: когда я начинала делать MHFF, мне казалось, что ни в коем случае нельзя быть хрупкой и уязвимой — надо быть уверенной в себе и жёсткой, если я отвечаю за такой большой проект. Но во время фестиваля я поняла: блин, вообще-то наши авторы — точно такие же хрупкие люди, и наши зрители — такие же хрупкие люди. Да, если бы я была какой-то армрестлершей, то я бы делала фестиваль про армрестлинг.
Но я человек, который сам пережил депрессию и справляется с одиночеством, — ведь логично, что я делаю именно Mental Health Festival?
🔗 Полезные ссылки
Расписание и билеты Mental Health Film Festival
Telegram-канал Mental Health Film Festival