• Истории
    Истории

    Рассказываем о проектах и героях, которые помогают найти новые увлечения и пережить происходящее вокруг

  • Сохраненки
    Сохраненки

    Делимся инсайдами и отбираем только самые интересные мероприятия с помощью знающих людей

  • Резиденты
    Резиденты

    Помогают спасти ваши выходные и найти новые увлечения в Москве, Питере и немножко Дорогобуже

  • Подкасты
    Подкасты

    Почти каждую неделю рассказываем об одном трендовом увлечении и приглашаем гостей, которые спасают наши выходные

  • Точно идем
    Точно идем

    Говорим о том, куда сами планируем пойти в Москве, иногда в Питере и немножко в Дорогобуже

Истории

Рассказываем о проектах и героях, которые помогают найти новые увлечения и пережить происходящее вокруг

ещё теги

10 вопросов кинокритику: отвечает Тимур Алиев

5 мин.
кино
10 вопросов кинокритику: отвечает Тимур Алиев

Фразы «Критики остались довольны новым фильмом режиссёра N», «Критики разгромили новый сериал стриминга N» или «Кинокритики прохладно приняли очередной ремейк культовой картины» у большинства зрителей вызывают только один вопрос. Да кто вообще эти критики? 😡

Мы сами точно не знаем (ну, почти), но попросили кинокритика и редактора Кинопоиска Тимура Алиева ответить на вопросы, позволяющие немного узнать о профессии. Пс-с-с… Она правда сложная!

Какой самый бесячий вопрос тебе задавали как кинокритику?

«Подскажи, что посмотреть». Людям кажется, что кинокритик — человек, который смотрит абсолютно все на свете и работает ботом по рекомендациям 24/7. Более того, он якобы должен разбираться во всех жанрах, форматах, режиссёрах и актёрах. Ребята, это не так. Если кто-то позиционирует себя универсальным специалистом в кинематографе — бегите как можно быстрее и держитесь подальше от рекомендаций такого человека.

Достанешь проходку на премьеру?

Нет, я же не работаю в пиаре. Собирать аудиторию на пресс-показы и премьеры — задача пиарщиков. Будь это показ фильма, который выйдет в прокат, демонстрация первых эпизодов сериала, который выйдет на стриминге, или премьера кино или сериала в рамках какого-либо российского фестиваля. Бывает, что кинокритиков зовут на вечерние премьеры, сразу предлагая «+1» — могу в таких случаях взять кого-то с собой.

Можно стать кинокритиком, если не видел Тарковского?

Да, можно. В России можно стать кинокритиком, к сожалению, и без насмотренности, и без образования. Вопрос в том, каким специалистом ты будешь. Сейчас вокруг кинокритики двух типов — либо эксперты, которые глубоко разбираются в паре-тройке тем, но страдают от синдрома самозванца, либо самоуверенные бездари, занимающие место, которое они не заслужили. Разница в том, что кто-то с уверенностью продает мнимую «успешность», а кто-то — скромный интеллигент и не способен на подмену понятий.

кинокритики
Во время кинофестивале кинокритики «живут» в кинотеатрах

Актёры и режиссёры часто обижаются на рецензии?

Редко. Во многом потому, что ни режиссёры, ни актёры, как правило, не читают рецензии и обзоры фильмов, которые они сняли (или в которых они снялись). Впрочем, я встречал пару режиссёров, которые обращают внимание на критические статьи. Однажды в фойе кинотеатра меня остановил режиссёр, чью новую работу я оценил негативно. У него 90-е от зубов отскакивали, но, к счастью, для меня всё обошлось без проблем. В целом творцы более чем обидчивы — рекомендую ни с кем из них, если вы кинокритик, не сближаться.

Как ты успеваешь следить за новинками?

Я не успеваю! Для меня как для перфекциониста это небольшая, но всё-таки проблема. Со временем научился примиряться с тем, что какую-то новинку, вышедшую в прокат или на стриминге, просто не успею посмотреть — ни по работе, ни для себя, никак. У меня есть приоритетные сферы, в которых хотелось бы держать руку на пульсе — иранское и румынское кино. За этим слежу более пристально, все остальное — постольку-поскольку. 

Оскар, Канны или Венеция? (И почему?)

Необычная постановка вопроса — перечислены два из трёх главных мировых кинофестивалей и главная ежегодная премия в области кино. Пусть будет «Оскар», всё-таки с ним связано больше эмоций и воспоминаний. Когда я работал новостным редактором в Кинопоиске, несколько раз вёл ночные трансляции «Оскара» в соцсетях. Часть редакции каждый год собирается в офисе, смотрит прямой эфир и работает — довольно интересный ночной опыт для меня как для жаворонка.

кинокритики
Не Венеция, но прекрасные закаты фестиваля «Горький fest» также радуют глаз

Кинокритик может уйти с премьеры, если ему не понравилось кино?

Если это премьера фильма или сериала, с которым ему потом работать, будь то написать рецензию или взять интервью с создателями — нет, не может. Это как минимум непрофессионально, а по-хорошему ещё и неэтично. Я помню несколько премьер, с которых хотелось уйти, но приходилось оставаться. Иногда рождается мысль в духе «Да, это паршиво, но, может быть, в финале что-то изменится». Это чувство помогает высидеть плохое кино до конца.

К сожалению, кинокритик — человек, который пишет не только о том, что нравится. На каждый «Довод» будет своя «Прабабушка легкого поведения».

Как сохранять объективность, если вкус — это субъективное?

Никак. Кинокритика — не про столкновение вкусов, а про поиск баланса между объективной картиной мира и её субъективным восприятием. В высказывании кинокритика могут быть и характеристики кино, приближенные к объективным, и субъективные, оценочные суждения. В том числе поэтому нейросети нас пока не заменят. Можно как угодно относиться к Сарику Андреасяну, но сложно не признать, что «Землетрясение» сделано более профессионально, чем «Беременный». Можно радоваться высоким сборам ромкома «Кто угодно, кроме тебя» (спасибо поколению TikTok), но нельзя не заметить, что Сидни Суини — одна из самых переоценённых актрис в Голливуде сегодня.

Сколько фильмов в день ты смотришь?

Один-два. Стоит пояснить, что это может быть и полнометражное кино, и короткометражное, и игровое, и неигровое. Каждый квартал (раз в три месяца) я собираю список просмотренного. В последние два-три года за квартал выходит в среднем 90-95 картин, грубо говоря, фильм в день. Не будем забывать, что в последние годы растет количество сериалов, о которых я тоже пишу. Много времени я трачу и на знакомство с ними — как минимум первые эпизоды, но, как правило, если это не катастрофически плохо, досматриваю сезон до конца.

кинокритики
Классическое расписание кинокритика на любом фестивале

Как отдыхают кинокритики, если смотреть кино и сериалы — их работа?

Смотрят кино и сериалы, не связанные с работой! Для такого контента у меня отдельный список. Отдохнуть душой, мозгом и телом, наслаждаясь фильмом или сериалом как самый обыкновенный зритель — это событие. Перестав работать с новостями в Кинопоиске, формой отдыха стало отключение от лент и подписок — нет необходимости быть в потоке. Классический отдых тоже имеет место, но реже, чем хотелось бы: сплю больше обычного, гуляю и читаю книги (на них, как правило, времени и не хватает).

10 вопросов велосипедисту: отвечает Наташа Чувиковская

поделиться

Окей, что ещё