• Истории
    Истории

    Рассказываем о проектах и героях, которые помогают найти новые увлечения и пережить происходящее вокруг

  • Сохраненки
    Сохраненки

    Делимся инсайдами и отбираем только самые интересные мероприятия с помощью знающих людей

  • Резиденты
    Резиденты

    Помогают спасти ваши выходные и найти новые увлечения в Москве, Питере и немножко Дорогобуже

  • Подкасты
    Подкасты

    Почти каждую неделю рассказываем об одном трендовом увлечении и приглашаем гостей, которые спасают наши выходные

  • Точно идем
    Точно идем

    Говорим о том, куда сами планируем пойти в Москве, иногда в Питере и немножко в Дорогобуже

Истории

Рассказываем о проектах и героях, которые помогают найти новые увлечения и пережить происходящее вокруг

ещё теги

Ксюша Чеховская: «Раньше любую инсталляцию называли лазерным шоу». Как фестиваль INTERVALS меняет отношение к медиаискусству

5 мин.
искусство
Ксюша Чеховская: «Раньше любую инсталляцию называли лазерным шоу». Как фестиваль INTERVALS меняет отношение к медиаискусству

С 27 апреля по 1 мая в Нижнем Новгороде (привет, столица закатов!) пройдёт Международный фестиваль медиаискусства INTERVALS. Мы поговорили с его соосновательницей и куратором Ксюшей Чеховской — о том, какие фестивали любит она сама и что поменялось на сцене российского медиаискусства за последние годы.

До фестиваля — меньше двух недель. Что чувствуешь?

Сложно поверить, но мы проводим INTERVALS уже в седьмой раз! В этом году он будет масштабным: семнадцать локаций, две серии аудиовизуальных перформансов, концерт-опенинг, ночная музыкальная программа и лекции, которые мы подготовили вместе с Британкой, — всё это добавляет особый размах.

Наверное, за семь лет многое успело поменяться. Расскажешь, как ты это видишь в масштабах города?

С момента нашего первого фестиваля Нижний Новгород превратился в огромную событийную платформу — это особенно заметно летом. И, конечно, город расцветает: с точки зрения локаций организаторам есть где разгуляться. Если раньше мы часто работали на площадках в полуаварийном состоянии или даже под угрозой сноса, то теперь многие из них — например, Академия МАЯК — пережили реставрацию, реконструкцию и выглядят просто прекрасно. Для нас прогресс очевиден, хотя колоссальную поддержку от города мы ощущали с самого начала.

Кстати о поддержке — как вас встретил город в первый раз?

Сразу с большим теплом  — даже если сначала администрация не до конца понимала, что мы из себя представляем. А потом, когда в городе увидели, сколько к нам пришло зрителей, мы стали получать ещё больше ресурсов — бюджет, помощь с локациями. До INTERVALS в Нижнем Новгороде не было фестивалей, которые задействовали бы больше десяти площадок — так что в первый год мы импровизировали и придумывали процесс согласования локаций на ходу. Сейчас у нас уже есть «рельсы». Классно, что в администрации города много молодых людей, которым близки наши ценности, идеи и формат.

А в масштабах страны есть какие-то сдвиги?

Когда мы в 2019 году сделали первый крупный фестиваль, мы столкнулись с тем, что люди считают медиаискусство чем-то несерьёзным. Мы встречали критику: ну и где ваши титулованные кураторы и художники с премией Курёхина? Но ситуация меняется: если в 2019 году любую инсталляцию по умолчанию называли лазерным шоу, даже если там не было лазеров, то теперь мы с радостью отмечаем серьёзные дискуссии и развитие насмотренности. Например, люди радуются знакомым именам в лайнапе — это круто. Плюс бросается в глаза, что стало гораздо больше образовательных возможностей. Взять ту же магистратуру ArtTECH в МИСИС и, конечно, Британку.

— Кажется, что вся культурная жизнь сосредоточена в столицах. Почему важно вытягивать аудиторию за пределы больших городов?

Абсолютно согласна, что это важно. Когда я переехала в Москву из Нижнего Новгорода, у меня был культурный шок. В Москве я видела, как ты бросаешь «зёрнышко» — то есть запускаешь проект — и оно «прорастает». В Нижнем Новгороде была совсем другая ситуация: сначала надо долго рассказывать, что это за проект и почему он классный, потом — кто вообще эти люди в лайнапе и зачем надо сюда прийти. Но у таких локаций есть неочевидные плюсы. Например, в Москве на наш фестиваль пришло бы гораздо больше людей, зато в Нижнем Новгороде всем хватит времени изучить каждую инсталляцию без стресса и огромных очередей. А ещё исторический центр Нижнего Новгорода — компактный, а весь город — очень живописный. Наш фестиваль — это повод выехать из столиц и убедиться, что за их пределами открывается невероятная красота.

Как вы выбираете участников?

Команда фестиваля прекрасно чувствует сцену медиаарта, потому что организаторы и сами связаны с индустрией мультимедиа. У нас высокая насмотренность — мы следим за проектами как в России, так и за рубежом. Чисто технически поиск артистов начинается с выбора локаций: мы смотрим на карту будущего фестиваля и представляем, каких художников стоит позвать. Как правило, их портфолио говорит само за себя. Кто-то работает с масштабными пространствами, кто-то делает 3D-мэппинги, кто-то специализируется на камерных медиаобъектах. У каждого есть свой стиль — и причина, по которой мы позвали конкретного художника на конкретную локацию. А ещё нам важно открывать новые имена — например, на Чёрном пруду в этом году появится световая инсталляция от mmd’s. Это команда, которая сформировалась в рамках курса в Британке — по сути, вчерашние выпускники.

Есть ли референсы у INTERVALS?

Мы не стали новаторами в таком формате — в Европе много похожих по концепции фестивалей. Одним из источников вдохновения стал Signal в Праге.

А у тебя есть любимый фестиваль?

Половина моих путешествий — это поездки на фестивали, так что я тут могу долго говорить. Например, я очень люблю берлинский Transmediale в том числе за то, что параллельно с ним ты можешь изучить нетуристический Берлин. А из моих фестивальных «целей» — MUTEK, который каждый год проходит в новом месте, и Ars Electronica в Австрии. Эти фестивали — маст-хэв для каждого медиахудожника: считается, что они должны быть в твоём «послужном списке». Ещё мне нравится наблюдать, как медиаарт вплетается в программу музыкальных фестивалей. Я побывала на фестивале Sónar в Стамбуле в прошлом году — там было аудиовизуальное выступление Макса Купера.

Что бы ты посоветовала тем, кто только начинает интересоваться медиаартом?
Я слежу за событиями в сфере new media art около 10 лет и до сих пор не знаю все фестивали на свете — каждый месяц подписываюсь на какой-нибудь новый ивент. Так что держите лайфхак: отыщите любимого художника (например, на INTERVALS), а потом следите за его анонсами и путешествуйте вместе с ним. Так и открываются новые имена и события!

поделиться

Окей, что ещё