Иван Мусинов — создатель проекта «Культ крыш» и автор будущей книги про высотку на Котельнической набережной. Мы поговорили о лекциях про город, пермских гопниках и топовых московских (и не только!) крышах.
— Давай с простого: как появился «Культ крыш»?
На самом деле, это не совсем простая история — и немного запутанная. Если вкратце, всё началось летом 2018-го: я тогда много фотографировал город с высоты, параллельно пытался развивать свой блог и как-то его монетизировать. В итоге я начал звать людей на крыши за небольшие деньги — в сторис. Так познакомился с ребятами, которым это тоже было интересно, и вместе с одной девушкой мы сделали проект «Крыши и Выше». Осенью стало понятно, что для развития нужна легальная площадка на высоте, — и такая нашлась: терраса пентхауса на Воробьёвых горах.
— Чем занимались в проекте «Крыши и Выше»?
Пробовали разное: у нас была крыша, и мы могли придумать на ней любой движ. Почти сразу организовали для одних заказчиков свадьбу, протестировали экскурсионно-лекционный формат — мне он был сразу ближе, ибо я сам в своё время почувствовал, как высота вызывает тягу к изучению города. Смотришь ты в первый раз на уже знакомые улицы сверху — и всё кажется таким необычным, интересным. И непременно увидишь что-то такое, чего раньше не видел, что цепляет взгляд. Много чего делали ещё — организовывали концерты, искали новые высотные локации. В целом, мы развивались, но внутри проекта назревали вопросы: обнаружилось, что у нас с коллегой совершенно противоположные взгляды на определённые вещи. В 2020 году мы поняли, что нам в одном проекте стало тесно, поэтому я оставил ей «Крыши и Выше» и ушёл делать своё: проект, который я на скорую руку назвал «Культ крыш».
— Как появилось название?
Могу сказать за него спасибо Вере Мусаэлян из группы «АлоэВера». Она какое-то время часто постила рекламу аккаунта «Культ волос», а я активно следил за её соцсетями. То, что она транслировала тогда, довольно сильно меня вдохновляло и придавало решимости делать свой проект. «Культ волос» как-то крутилось в голове, ну и я понял, что «Культ крыш» звучит очень даже приятно.
— А в чём проявилась уникальность «Культа крыш»?
Старый проект и новый, на первый взгляд, были похожими, но у «Культа» сразу появилось другое настроение, другой подход, который чувствуется в продукте. То, что мы делаем, — одновременно про любовь к своей работе, дотошное изучение предмета (и лекции в Котельнической высотке особенно это отражают) и не слишком серьёзную форму подачи. К нам всегда приходят как к друзьям, в домашнюю обстановку, у нас чувствуется свобода.
— Зачем к вам идти? И куда?
Сейчас мы обитаем в основном в двух местах: читаем лекции в высотке на Котельнической набережной и любуемся рассветами и закатами с той самой крыши на Воробьёвых горах, где всё начиналось. В сезон крыш становится больше: добавляются, к примеру, Лужники.
— О чём лекции?
Чаще всего рассказываем о дизайне, архитектуре и истории Москвы. Самая популярная лекция — о самой высотке, она, пожалуй, охватывает самую широкую аудиторию. Высотка — сама по себе достопримечательность.
— Как жители высотки относятся к вашим лекциям?
Иногда приходят на них. За эти годы получилось с некоторыми из жильцов подружиться: вне зависимости от возраста это всегда очень интересные люди.
— А правда, что в высотке очень суровые консьержи?
Да! Но интересный момент в том, что это старожилы дома. Если с ними наладить контакт, можно узнать много интересного. Их истории пришлись кстати, потому что как раз сейчас мы с моим коллегой Станиславом Парамоновым пишем книгу о высотке. Она планируется к выходу осенью в издательстве «Бомбора».
— Вау! Расскажи про книгу: зачем её читать?
Там будут красивые фотки — ради них стоит хотя бы полистать. Вообще меня удивило, что нет ни одной книги конкретно про этот дом. Может, поэтому мы и решились: захотелось собрать реальные истории и развеять мифы. Пока работали над материалом, взяли интервью у старожилов и новосёлов, чтобы зафиксировать жизнь на Котельнической в моменте — и это ожидаемо пошло на пользу нашим лекциям.
— Давай ещё немного о высоком: какой была твоя первая крыша?
В Перми — даже не помню. В Москве это была крыша на Октябрьской, Дипломатический дом по улице Коровий Вал. Я туда пришёл по работе, а наверх поднялся, чтобы время скоротать. Оказалось, там шикарный вид: Москва-сити прямо за спиной Ленина. Кстати, этот ракурс потом многие фотографы повторили, правда, в основном его снимают с балкона на пятом этаже, так он получается ещё более колоритным.
— У тебя нет ощущения, что прогулки по крышам — это что-то маргинальное? И если да, то как получилось переформатировать субкультурное развлечение в глубокий идейный формат?
Да, все мы, естественно, гопники! На самом деле — нет. Практически всех людей, с которыми я пересекался и общался в период моих активных похождений по крышам, влекла наверх тяга к чему-то творческому. В основном эта была фотография, но та же фотография для многих явилась значимым этапом пути. Многие из тех, кто раньше ходил по крышам, сейчас сделали свои интересные проекты, отдельные люди стали успешными фотографами.
— Назови три топовых крыши в Москве!
Скажу про нашу на Воробьёвых горах, но не из-за рекламы, а потому что она реально классная. Не зря мы там столько лет рассветы встречаем. Второй пусть будет высотка на Кудринской площади: здесь работает правило «чем выше, тем красивее». Самый кайф — залезть на звезду. Ну и наконец крыша Академии наук: мне очень нравится вид оттуда и скульптурные «Золотые мозги» вблизи.
— У тебя есть руферская мечта?
Честно говоря, сейчас я предпочитаю мечтать другими категориями. Но в целом, было бы прикольно оказаться на Бурдж-Халифе или полазать где-то в китайском городе Чунцин: это самый большой город планеты, и он очень контрастный. Крыши для меня сейчас — это такая форма эстетической шалости. Классно осознавать, что есть такая опция — немного похулиганить в хорошем настроении.
Короткий блиц ✨
— Лучшее время года для руфинга?
Осень!
— Рассвет или закат?
Рассвет, однозначно. Мне просто нравится смотреть на утреннюю Москву, даже если не с крыши.
Следите за экскурсиями, концертами и лекциями «Культа крыш» на Афише Timepad 🌇