• Истории
    Истории

    Рассказываем о проектах и героях, которые помогают найти новые увлечения и пережить происходящее вокруг

  • Сохраненки
    Сохраненки

    Делимся инсайдами и отбираем только самые интересные мероприятия с помощью знающих людей

  • Резиденты
    Резиденты

    Помогают спасти ваши выходные и найти новые увлечения в Москве, Питере и немножко Дорогобуже

  • Подкасты
    Подкасты

    Почти каждую неделю рассказываем об одном трендовом увлечении и приглашаем гостей, которые спасают наши выходные

  • Точно идем
    Точно идем

    Говорим о том, куда сами планируем пойти в Москве, иногда в Питере и немножко в Дорогобуже

Истории

Рассказываем о проектах и героях, которые помогают найти новые увлечения и пережить происходящее вокруг

ещё теги

10 вопросов искусствоведу: отвечает Екатерина Андреева

5 мин.
искусство
10 вопросов искусствоведу: отвечает Екатерина Андреева

Как известно, самый глупый вопрос — это вопрос, который не прозвучал. Понятное дело: разговаривать с экспертами порой крайне стеснительно. Но мы ребята отважные! Так что вот вам ответы на 10 вопросов про искусство, которые мы задали Екатерине Андреевой, дипломированному искусствоведу и основательнице проекта YaAndАrt.

YaAndArt — проект, где просто и понятно рассказывают об истории и искусстве.

Как понять, что хотел сказать автор? 

Универсального списка «символов» нет. Чтобы понять идею, нужно изучать эпоху, регион или биографию конкретного автора. В этом плане с искусством XX века проще, потому что художники начали писать манифесты, в которых достаточно полно раскрывают замыслы.

У тебя было такое, что ты стоишь в музее и такая: «Э-э-э… Не поняла…»?

Не всё искусство несёт в себе глубинный смысл, где яблоко — это секрет мироздания. Порой работа создаётся ради красоты и изящности. Как в споре между Апеллесом и Протогеном, в котором они пытались выяснить, кто может провести более тонкую линию.

«Э-э-э… Не поняла…» — это финальная реакция на искусство, когда зритель не пытался понять, спросить или изучить. В силу работы мне нужно совершить все эти действия. Уже дальше я могу признать, что мне не нравится такое искусство, что оно мне не близко или я считаю его слабым и так далее.

У тебя есть любимый мем про искусство, который поймут не все?

У нашего проекта YaAndArt есть рабочий чат, который посвящён только мемам… Но я сторонник мемов для всех.

Если хочется профильных шуток, понятных только тем, кто работает в культуре и с искусством, то рекомендую канал «Рабы Малевича».

Какие музеи России и мира нужно посетить каждому? Во скольких была ты? 

Каждому не нужно. Каждому хорошо уметь читать и писать, а там уже, если есть стремление и жажда, то в музей.

Из-за академического образования у меня и подход академический: Эрмитаж, Пушкинский музей, Третьяковская галерея — у нас. В Европе: Лувр, Орсе, Уффици, Барджелло, Боргезе, Ватикан, Лондонская национальная галерея, Новый музей Берлина, Стамбульский археологический музей, Археологический музей Неаполя. Так можно продолжать слишком долго. Это именно базовые музеи, которые покажут уникальные коллекции древности, античности, Средневековья, Ренессанса и Нового времени.

Самая запоминающаяся выставка в твоей жизни — о чём она была? 

Меня очень впечатлила выставка «Щукин. Биография коллекции». Одна из моих любимых историй, которую воплотил Пушкинский музей совместно с фондом LV.

И тоже в Пушкинском — «Бывают странные сближения». Прекрасная выставка, которая давала уникальную возможность посмотреть на искусство под другим ракурсом, а не так, как обычно мы привыкли делать.

За кем из современных артистов в широком смысле слова стоит следить?

Считай, за всеми, кто приезжает на Биеннале и международные ярмарки. Вопрос скорее в том, с какой целью следить? Если для развития себя как художника, то лучше этим и заниматься. Если коллекционировать, то лучше просто покупать то, что нравится. Если инвестировать, то обратиться к арт-консультанту.

Тебе присущ снобизм? Стоит ли с ним бороться и почему?

Да, он мне присущ, но, как подсказывают наблюдения, мой снобизм не мешает общаться и продуктивно работать. Если же снобизм трансформируется в гордыню и высокомерие, то с этим стоит бороться. Но это личное дело каждого — у кого-то это может быть органичной частью образа.

Ты сама коллекционируешь какие-нибудь предметы искусства? 

Есть работы современных художников, но это не коллекционирование. Если говорить о профессиональном собирательстве, то последний год меня интересует винтаж — любые артефакты, повествующие о том, как люди жили ранее: необычная посуда, старинные вещи, гравюры с платьями.

Что тебя бесит в современном искусстве?

Посмеялась. Меня ничего не бесит в современном искусстве. Можно было бы сказать «его коммерческая составляющая», но когда искусство было некоммерческим? Посмотрите на опыт жизни Бернини и Боромини: дела шли лучше у того, кто был больше клиентоориентирован. Поэтому меня ничего не бесит, хочется лишь наблюдать больше интересных проектов на постсоветском пространстве.

Как разговаривать об искусстве с людьми, которые говорят «Да у меня ребёнок лучше нарисует»? Был ли у тебя такой опыт?

Хороший вопрос. Конечно, был, я преподаю историю искусств уже почти 8 лет. Начнём вот с чего. А зачем вам продолжать вести разговор с собеседником о том, что ему непонятно? Показать, что вы разбираетесь, а он нет? Часто такие разговоры о современном искусстве упираются именно в это: что один разбирается, а второй считает это фикцией. Тогда они не общаются, а спорят, пытаясь доказать, кто из них «голый король».

Если задача открыть мир современного искусства своему близкому человеку, то делается это через мягкую силу. Сначала издалека, потом выставками, шутками. Не надо продавать идею гениальности современного искусства. Начните совместно изучать и читать, а там, со временем, когда у собеседника накопится такой же запас знаний или даже больше, диалог сложится и будет интересным.

А вот — 10 вопросов кинокритику Тимуру Алиеву. Кстати, Тимур, а что посмотреть-то? 🍿

поделиться

Окей, что ещё