• Истории
    Истории

    Рассказываем о проектах и героях, которые помогают найти новые увлечения и пережить происходящее вокруг

  • Сохраненки
    Сохраненки

    Делимся инсайдами и отбираем только самые интересные мероприятия с помощью знающих людей

  • Резиденты
    Резиденты

    Помогают спасти ваши выходные и найти новые увлечения в Москве, Питере и немножко Дорогобуже

  • Подкасты
    Подкасты

    Почти каждую неделю рассказываем об одном трендовом увлечении и приглашаем гостей, которые спасают наши выходные

  • Точно идем
    Точно идем

    Говорим о том, куда сами планируем пойти в Москве, иногда в Питере и немножко в Дорогобуже

Истории

Рассказываем о проектах и героях, которые помогают найти новые увлечения и пережить происходящее вокруг

ещё теги

Из офиса в искусство: интервью с танц-художницей Аней Кравченко

8 мин.
искусство
Из офиса в искусство: интервью с танц-художницей Аней Кравченко

Как это — перепридумать себя в 27, оставить понятную классную работу и уйти… танцевать? Рассказывает Аня Кравченко — танцовщица, художница, хореограф и одна из кураторов независимой Студии Сдвиг в Санкт-Петербурге.

С 2023 на базе студии Аня совместно с другими танцовщицами создала компанию «Земные радости», в рамках которой ведёт классы, запускает творческие лаборатории и выпускает танцевальные проекты.

23 января 2025 на сцене ДК Рассвет пройдет показ спектакля «И мир бы стал лучшим местом». Это танцевальный сай-фай, который обращается к чувству земного и хрупкой мудрости тел — в поисках лучшего мира в культурных и природных руинах.


А вот и Аня, кстати

— Ты с детства занималась танцами, в какой-то момент перестала, а потом полностью ушла в танцевальное искусство. Как так случилось?

Как это обычно бывает, родители отдали меня в танцевальный коллектив, в котором в том числе был балетный класс. Но отношения с педагогом по балету у меня не сложились. Меня не мотивировали крики и грубость, к которым она прибегала, и я ушла из коллектива совсем. Поэтому такой классический путь танцовщика, — детский коллектив, училище культуры, преподавание, — обошёл меня стороной.

Но танцевать я никогда не переставала. Занятия в классах сменились самоорганизованными коллективами в школе. Позднее, в университете, — рейвами, где можно было проявлять себя как хочется. Тогда я больше узнала о формах танца как современного искусства, о видеоарте, перфомансах. И поняла, что мне это интересно. Поэтому в 27 я уже точно решила уволиться с позиции бренд-менеджера и начать заново.

— Как думаешь, этот негативный опыт общения с педагогами из детства повлиял на твои танцевальные классы сейчас?

Да, отчасти! Но важно, что в детстве я встречала и примеры другого педагогического подхода. Например, творческий свободный процесс в разных внеучебных проектах, которые организовывали в нашей школе.

— Твой переход в танец был продуманным решением?

Кажется, чем-то средним. У меня не было, например, финансовой подушки, хотя хорошо было бы об этом подумать. Но первое время ещё очень помогал опыт прошлой работы и знакомства, бывшие работодатели и коллеги обращались ко мне с проектами на фрилансе. Но, если честно, я не продумывала это наперёд. Сейчас, если бы я давала кому-то в похожей ситуации совет, я бы точно рекомендовала сделать этот переход ещё более постепенным, не бросать работу разом, собирать финансовую подушку и искать возможности пересечения своих прошлых и новых интересов

Тем не менее, я не жалею, что всё произошло именно так. Это правда было похоже на прыжок, и в момент свободного падения уже нельзя вернуться. Это помогает решиться, чтобы выйти из комфортных условий и двигаться дальше.

— А что было дальше, когда ты решилась на перемены? Какими были первые шаги?

Первое время меня сковывал страх, что 27 лет — это уже поздно, чтобы поступать куда-то учиться. Был ещё крепок стереотип, что танцы это для молодых, и примеров, куда может податься взрослый танцовщик, передо мной не было.

Я искала классы по современному танцу и остановилась на школе «Цех» — тогда это был центр современного танца и перформанса, они делали летнюю школу и фестиваль (сейчас остались только классы), где преподавали как зарубежные, так и российские танцовщики. Я ходила на классы к разным педагогам, открывала новый танец и новые ролевые модели в нем, встречала людей, которые продолжают танцевать долгие годы. И узнала про хорошие программы, куда я могу поступить. Одна такая была в России, в Академии им. Вагановой (где я сейчас преподаю, кстати!). Другие — за рубежом. Я решила попробовать второй вариант.

В 2015 году прошла на danceWEB, это программа в рамках большого фестиваля в Австрии — пять недель мастер-классов и творческих лабораторий с людьми со всего мира. И в этом же году поступила на магистерскую программу «e.x.e.r.c.e.» в Международный институт современного танца в Монпелье (Франция). Когда пришло письмо, что я прошла на эту программу, я просто рыдала одновременно от счастья и страха неопределённости. Переезд и увольнение разом — это, конечно, экстремальные условия.

— Сейчас у тебя нет страха, что «уже слишком поздно»?

Если ты молод, у тебя гораздо больше возможностей найти поддержку для своей карьеры в танце. И о каких-то упущенных возможностях я периодически думаю. Но ещё я понимаю, что некоторые вещи я не могла бы сделать в условные 20 лет, а в 40 могу, просто потому что лучше понимаю логику движения тела.

— Что тебя мотивировало и перевешивало все страхи перехода?

Мотивировала сама практика, ощущение прогресса и знакомство с людьми, на чьих классах ты думаешь: «Вау, я хочу так же, хочу жить так же». Сейчас ещё вдохновляет наблюдать, как людей, которые приходят в танец условно «поздно», этот танец меняет и становится важной частью их жизни.

— Ты сразу задумывалась о преподавании и создании собственной танцевальной компании?

В целом, да, преподавание — стандартный путь и самый очевидный сценарий для заработка. Собрать танцевальную компанию — это совершенно другой уровень ответственности, но я решилась на него выйти интуитивно. Сейчас, когда я в танцевальном искусстве уже больше, чем была в другой профессии, чаще доверяю своей интуиции.

— Меркантильный, но важный вопрос. А как ты пережила изменения в уровне комфорта после ухода из корпорации в свободное творчество?

Первое время я сильно экономила. Понимала, что сразу денег не будет. Что сначала нужно вложиться, чтобы получить что-то взамен. Даже сейчас, когда есть студия и компании, всё равно нет уверенности, что в следующем месяце я заработаю столько же, сколько в прошлом.

Но это только вдохновляет что-то делать и придумывать. И со временем я стала чувствовать, что у меня есть конкретный навык, который не зависит от внешних обстоятельств.

Я не думаю, что художник должен быть всегда голодным. Финансовое благополучие — это маркер, показывающий: то, что ты делаешь, нужно. Остаётся найти ту форму искусства, которая поможет вам с обществом обогащать друг друга.

— Танцевальный спектакль «И мир бы стал лучшим местом» это как раз результат поиска такой формы, которая обогащает и зрителя, и вас? Как вы его создавали?

Да, и чтобы «И мир бы стал лучшим местом» увидел свет первый раз, мы искали ресурсы из всех возможных источников: у меня был небольшой грант, мы делали краудфандинг и вкладывали (и продолжаем вкладывать) свои личные деньги и бесплатное рабочее время в этот проект.

— Тебе помогает бэкграунд бренд-менеджера, чтобы продвигать собственные проекты? Кажется, здорово, когда прошлый опыт не обнуляется, а соединяется с новым.

Я совмещаю этот опыт даже на бессознательном уровне. Хотя, общаясь с друзьями-маркетологами, понимаю, что искусство уже исказило моё восприятие: я не так сильно фокусируюсь на том, чем занималась раньше.

Может быть, это звучит для кого-то страшно — потерять прошлый опыт и навыки. Но мне кажется, это логично: приобретая что-то новое, отказываться от старого. То, что действительно важно, останется в теле и в уме.

Мне кажется, надо держаться не просто за свою профессию, а за свою ценность. И тогда ты всегда «пригодишься».

— Сейчас, спустя 13 лет, чувствуешь ли ты себя на своём месте? Были ли моменты, когда ты жалела о переменах?

Да, чувствую, что сделала правильный выбор. Минуты отчаяния бывают, конечно, но меня успокаивает мысль: если обстоятельства изменятся и я не смогу заниматься танцами, я займусь чем-то другим. Это моя моральная подушка безопасности, с которой легче принимать неудачи.

Стараюсь держать дистанцию и быть в здоровых отношениях со своим выбором и профессией в целом. Действовать из любви, спокойно, без геройства.

У творческого человека часто героический образ: представляется самоотверженный танцор со сломанной ногой, который всё равно продолжает танцевать… Я не довожу себя до кризиса и держу баланс — как и в любой работе. Это помогает не выгорать, не скучать и не тонуть в усталости.

И, конечно, мне очень помогают люди, которых я встретила в танце и с которыми работаю сейчас. Соавторы спектакля и танцовщицы компании — Таня Заскалько, Настя Попова, Надя Гранкина. Художницы — Варя Павлова и Софья Скидан. Мои друзья и коллеги по студии — танц-художники Антон Вдовиченко, Маша Шешукова, Камиль Мустафаев. И многие другие, вместе с кем нам продолжает «быть по пути» (выражение моего друга и учителя Саши Конниковой).

— Какой советы ты бы дала самой себе из прошлого?

Я по-прежнему даю себе этот универсальный совет:

Представь, что у тебя уже всё получилось. Какие шаги ты предприняла, чтобы достичь этого?

Спектакль «И мир бы стал лучшим местом», который поставила Аня Кравченко, можно увидеть в ДК Рассвет 23 января, а 22 января смотрите спектакль коллеги Ани — «Свидетели хаоса» Даши Плоховой. Билеты можно приобрести на Афише Timepad.

поделиться

Окей, что ещё