Он знает как развеселить, знает как почувствовать себя нужным. Он показал, что именно дети являются спасителями и хранителями нашего мира. Он — Хаяо Миядзаки. Его фильмы разбирают по кадрам, изучают каждую реплику героев, чтобы понять одну вещь. Почему Хаяо Миядзаки стал частью великой анимационной и не только культуры.
В преддверии премьеры в России фильма «Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки мы спросили у кинокритиков, исследователей кино и отечественных авторов «Что для них значит творчество Хаяо Миядзаки».
Иван Афанасьев
Кинокритик. Автор телеграмм-канала «Кинокритика экс-курильщика»
О том, как много для меня значит Миядзаки, говорит хотя бы набор постеров на стене в моей комнате — «Доказательство смерти», «Чужой» и… «Мой сосед Тоторо» посередине. Миядзаки настоящий художник — не в том смысле, что он рисует, а в том, что он создает на экране другую жизнь. Из всех крупнейших деятелей японской анимации — от Осии до, например, Хосоды — он тот, кто подарил зрителям, пожалуй, самые невероятные миры, расширяющие наше представление о возможном.
На мой взгляд, «Навсикая из долины ветров», «Унесенные призраками» и «Мой сосед Тоторо» — это абсолютные шедевры. Даже сделав один из них, можно было бы уже остаться в статусе классика. Но Миядзаки даже на девятом десятке лет не останавливает свою фантазию, чтобы мы наслаждались его невероятным чувством воображения.
Тимур Алиев
Редактор Кинопоиска, кинокритик, автор телеграмм-канала «Комендант кинокрепости»
Сложно в двух словах охарактеризовать чувства и эмоции, которые пробуждает творчество Миядзаки. Первые его мультфильмы я посмотрел довольно поздно, где-то в середине 2000-х, когда, по ощущениям, пик его популярности пошел на спад, а дистанция между выходами новых проектов режиссера увеличивалась.
К героям сказочных сюжетов Миядзаки легко проникаешься эмпатией. Будто живешь с ними в одной вселенной, переживаешь за их ошибки, протягиваешь (метафорическую) руку, чтобы помочь им встать и осознать неправильно выбранную стратегию поведения на экране. Темы, которых касается японский режиссер, де-факто лишены возрастных ограничений. Миядзаки раскрывает и подталкивает — если не к диалогу, то к размышлению — и 6+, и 18+, и 50+ аудиторию.
Три картины режиссера, которые я бы рекомендовал посмотреть в первую очередь: «Унесенные призраками», роман взросления, в котором 10-летняя девочка спасает и себя, и мир, «Порко Россо», ярчайшее антивоенное высказывание Хаяо Миядзаки, «Принцесса Мононоке», интересный разговор об экологии и мирном сосуществовании.
Василий Степанов
Главный редактор журнала «Сеанс»
Я вообще не сильно люблю мультфильмы, а к Миядзаки я отношусь как просто к великому кинематографисту — «Порко Россо», «Ветер крепчает», «Принцессу Мононоке» пересматриваю периодически, это очень мудрое кино, которое каждый раз открывается по-новому. Меня удивляет его способность говорить взрослым языком со зрителями любого возраста, так почти никто не умеет.
Егор Москвитин
Кинокритик, программный директор фестиваля «Одна шестая»
Режиссер Хаяо Миядзаки обращается к тебе так, как будто бы ты одновременно ребенок, старик и взрослый. Он берет и на все твои, если говорить с точки зрения психологии, эго-состояния воздействует одновременно. Поэтому ты в его мультфильмах просто растворяешься и понимаешь, что они как будто бы чисто для тебя придуманы, а на самом деле еще для миллионов людей.
Любят за умения взять и в душу каждому залезть. Из-за его невероятной нежности, из-за его абсолютно фантастических решений, абсолютно реалистичных конфликтов. Например, в фильме «Мальчик и птица» мы понимаем, что это история про ребенка, который потерял маму и не может принять мачеху. Но как он это разворачивает?
Итог: спасение мира, какие-то параллельные измерения, нелинейное время и птицы-людоеды. Это просто невероятный полет фантазии, а фантазия — это свойство настоящих, свободных и умеющих любить людей. Поэтому ты сразу чувствуешь, что тебя делает свободным, что тебя очень сильно любят.
Юрий Норштейн
Режиссер анимационного кино
Я в режиссере Хаяо Миядзаке люблю его стремление к высокой культуре. Может быть в фильмах у него это не отражается, но общаясь с ним, я это понял. Он одарен принципом высокой культуры. Искусство в своей глубине понимается в большой степени людьми, либо пережившими что-то, либо переживающими в самом искусстве, умеющими переживать. И второе очень сложное.
Надо входить в мир, который тебе поначалу кажется незнакомым, а на самом деле — это мир, о котором говорят все мировые искусства. У него высокая эстетика. Он не входит в механическое понятие японской мультипликации. Миядзаки образован европейским искусством. Также надо учитывать, что на него огромное влияние оказал фильм «Снежная королева», он в этом сам признается. Миядзаки не просто пытается эстетику японской графики внедрить в свой кинематограф и на этом строить драматические действия своих работ.
Еще один очень важный момент. Он антибуржуазен. Для меня это очень важно. Сегодня любое искусство, которое хочет играть со зрителем в сторону зрителя уже является искусством буржуазным. Такое искусство постепенно делает человека дистиллированным по отношению к жизни. Но это же не так. Поэтому он дает сильное переживание своими фильмами. И в этом смысле он, конечно, абсолютно антибуржуазен.
Кроме того, он одушевлен жаждой, чтобы дети входили в жизнь во всей ее полноте. Мне очень нравится его фраза «Что это за дети? Костер развести не могут, по деревьям лазать не умеют». Что такое развести костер и лазать по деревьям. Все опасно, все связано с вниманием к происходящему действию, к подробностям. Но, входя в обстоятельства, которые требуют от тебя напряжения и внимания, ты тем самым развиваешь свою личность. Для Миядзаки это не просто так. В этом смысле я могу сказать, его фильмы развивают личность, помогают человеку выстраивать свою жизнь.
При этом я люблю в фильмах самого Миядзаки. Его восторг, его жажда, его переживания, его страсти. Ему фильмы даются с большим напряжением, сильным переживанием. Для любого режиссера у которого есть жажда рассказать что-то важное для человека, это всегда тяжело. Потому что ты отвечаешь за воспитание будущего поколения.
Хотите отправиться в увлекательное приключение, как герои фильмов Хаяо Миядзаки, смело изучайте нашу Афишу Timepad, а про разнобразные маршруты для путешествия читайте здесь.