• Истории
    Истории

    Рассказываем о проектах и героях, которые помогают найти новые увлечения и пережить происходящее вокруг

  • Сохраненки
    Сохраненки

    Делимся инсайдами и отбираем только самые интересные мероприятия с помощью знающих людей

  • Резиденты
    Резиденты

    Помогают спасти ваши выходные и найти новые увлечения в Москве, Питере и немножко Дорогобуже

  • Подкасты
    Подкасты

    Почти каждую неделю рассказываем об одном трендовом увлечении и приглашаем гостей, которые спасают наши выходные

  • Точно идем
    Точно идем

    Говорим о том, куда сами планируем пойти в Москве, иногда в Питере и немножко в Дорогобуже

Истории

Рассказываем о проектах и героях, которые помогают найти новые увлечения и пережить происходящее вокруг

ещё теги

Почему Хаяо Миядзаки гений?

5 мин.
искусство
Почему Хаяо Миядзаки гений?

Он знает как развеселить, знает как почувствовать себя нужным. Он показал, что именно дети являются спасителями и хранителями нашего мира. Он — Хаяо Миядзаки. Его фильмы разбирают по кадрам, изучают каждую реплику героев, чтобы понять одну вещь. Почему Хаяо Миядзаки стал частью великой анимационной и не только культуры. 

В преддверии премьеры в России фильма «Мальчик и птица» Хаяо Миядзаки мы спросили у кинокритиков, исследователей кино и отечественных авторов «Что для них значит творчество Хаяо Миядзаки».

Иван Афанасьев

Кинокритик. Автор телеграмм-канала «Кинокритика экс-курильщика»

О том, как много для меня значит Миядзаки, говорит хотя бы набор постеров на стене в моей комнате — «Доказательство смерти», «Чужой» и… «Мой сосед Тоторо» посередине. Миядзаки настоящий художник — не в том смысле, что он рисует, а в том, что он создает на экране другую жизнь. Из всех крупнейших деятелей японской анимации — от Осии до, например, Хосоды — он тот, кто подарил зрителям, пожалуй, самые невероятные миры, расширяющие наше представление о возможном.

На мой взгляд, «Навсикая из долины ветров», «Унесенные призраками» и «Мой сосед Тоторо» — это абсолютные шедевры. Даже сделав один из них, можно было бы уже остаться в статусе классика. Но Миядзаки даже на девятом десятке лет не останавливает свою фантазию, чтобы мы наслаждались его невероятным чувством воображения.

Хаяо Миядзаки, «Мой сосед Тоторо»
Кадр из фильма «Мой сосед Тоторо» / https://www.ghibli.jp/

Тимур Алиев

Редактор Кинопоиска, кинокритик, автор телеграмм-канала «Комендант кинокрепости»

Сложно в двух словах охарактеризовать чувства и эмоции, которые пробуждает творчество Миядзаки. Первые его мультфильмы я посмотрел довольно поздно, где-то в середине 2000-х, когда, по ощущениям, пик его популярности пошел на спад, а дистанция между выходами новых проектов режиссера увеличивалась.

К героям сказочных сюжетов Миядзаки легко проникаешься эмпатией. Будто живешь с ними в одной вселенной, переживаешь за их ошибки, протягиваешь (метафорическую) руку, чтобы помочь им встать и осознать неправильно выбранную стратегию поведения на экране. Темы, которых касается японский режиссер, де-факто лишены возрастных ограничений. Миядзаки раскрывает и подталкивает — если не к диалогу, то к размышлению — и 6+, и 18+, и 50+ аудиторию.

Три картины режиссера, которые я бы рекомендовал посмотреть в первую очередь: «Унесенные призраками», роман взросления, в котором 10-летняя девочка спасает и себя, и мир, «Порко Россо», ярчайшее антивоенное высказывание Хаяо Миядзаки, «Принцесса Мононоке», интересный разговор об экологии и мирном сосуществовании.

Хаяо Миядзаки, «Унесенные призраками»
Кадр из фильма «Унесенные призраками» / https://www.ghibli.jp/

Василий Степанов

Главный редактор журнала «Сеанс»

Я вообще не сильно люблю мультфильмы, а к Миядзаки я отношусь как просто к великому кинематографисту — «Порко Россо», «Ветер крепчает», «Принцессу Мононоке» пересматриваю периодически, это очень мудрое кино, которое каждый раз открывается по-новому. Меня удивляет его способность говорить взрослым языком со зрителями любого возраста, так почти никто не умеет.

Хаяо Миядзаке, «Принцесса Мононоке»
Кадр из фильма «Принцесса Мононоке» / https://www.ghibli.jp/

Егор Москвитин

Кинокритик, программный директор фестиваля «Одна шестая»

Режиссер Хаяо Миядзаки обращается к тебе так, как будто бы ты одновременно ребенок, старик и взрослый. Он берет и на все твои, если говорить с точки зрения психологии, эго-состояния воздействует одновременно. Поэтому ты в его мультфильмах просто растворяешься и понимаешь, что они как будто бы чисто для тебя придуманы, а на самом деле еще для миллионов людей.

Любят за умения взять и в душу каждому залезть. Из-за его невероятной нежности, из-за его абсолютно фантастических решений, абсолютно реалистичных конфликтов. Например, в фильме «Мальчик и птица» мы понимаем, что это история про ребенка, который потерял маму и не может принять мачеху. Но как он это разворачивает?

Итог: спасение мира, какие-то параллельные измерения, нелинейное время и птицы-людоеды. Это просто невероятный полет фантазии, а фантазия — это свойство настоящих, свободных и умеющих любить людей. Поэтому ты сразу чувствуешь, что тебя делает свободным, что тебя очень сильно любят.

Хаяо Миядзаки, «Мальчик и птица»
Кадр из фильма «Мальчик и птица» / https://www.ghibli.jp/

Юрий Норштейн

Режиссер анимационного кино

Я в режиссере Хаяо Миядзаке люблю его стремление к высокой культуре. Может быть в фильмах у него это не отражается, но общаясь с ним, я это понял. Он одарен принципом высокой культуры. Искусство в своей глубине понимается в большой степени людьми, либо пережившими что-то, либо переживающими в самом искусстве, умеющими переживать. И второе очень сложное.

Надо входить в мир, который тебе поначалу кажется незнакомым, а на самом деле — это мир, о котором говорят все мировые искусства. У него высокая эстетика. Он не входит в механическое понятие японской мультипликации. Миядзаки образован европейским искусством. Также надо учитывать, что на него огромное влияние оказал фильм «Снежная королева», он в этом сам признается. Миядзаки не просто пытается эстетику японской графики внедрить в свой кинематограф и на этом строить драматические действия своих работ.

Еще один очень важный момент. Он антибуржуазен. Для меня это очень важно. Сегодня любое искусство, которое хочет играть со зрителем в сторону зрителя уже является искусством буржуазным. Такое искусство постепенно делает человека дистиллированным по отношению к жизни. Но это же не так. Поэтому он дает сильное переживание своими фильмами. И в этом смысле он, конечно, абсолютно антибуржуазен.

Кроме того, он одушевлен жаждой, чтобы дети входили в жизнь во всей ее полноте. Мне очень нравится его фраза «Что это за дети? Костер развести не могут, по деревьям лазать не умеют». Что такое развести костер и лазать по деревьям. Все опасно, все связано с вниманием к происходящему действию, к подробностям. Но, входя в обстоятельства, которые требуют от тебя напряжения и внимания, ты тем самым развиваешь свою личность. Для Миядзаки это не просто так. В этом смысле я могу сказать, его фильмы развивают личность, помогают человеку выстраивать свою жизнь.

Кадр из фильма «Порко Россо» / https://www.ghibli.jp/

При этом я люблю в фильмах самого Миядзаки. Его восторг, его жажда, его переживания, его страсти. Ему фильмы даются с большим напряжением, сильным переживанием. Для любого режиссера у которого есть жажда рассказать что-то важное для человека, это всегда тяжело. Потому что ты отвечаешь за воспитание будущего поколения.

ЕГОР МОСКВИТИН О КИНО КАК ХОББИ И СРЕДСТВЕ ОТ ОДИНОЧЕСТВА
подробнее

Хотите отправиться в увлекательное приключение, как герои фильмов Хаяо Миядзаки, смело изучайте нашу Афишу Timepad, а про разнобразные маршруты для путешествия читайте здесь.

поделиться

Окей, что ещё