Разобрались, в чём состоит искусство коллажа и как новичку погрузиться в него . Для этого поговорили с Дарьей Авдониной*, психологом и коллажистом, и Ольгой Кирсановой*, основателем сообщества российских коллажистов «Режь да клей» и автором «Настольной книги коллажиста», главным редактором журнала «Человек и коллаж». А теперь выкладываем всё вам!
Почему стоит попробовать коллаж
Множество людей считают, что у них нет способностей к творчеству, потому что они не умеют рисовать. Еще в детстве какой-нибудь преподаватель ИЗО мог внушить эту мысль и заблокировать течение творческой энергии в человеке. Лично мне в школе учитель поставил кол за рисунок пингвина: моя кривенькая птица не соответствовал высоким преподавательским стандартам. Будучи впечатлительной дитятей, верящей в мудрость и правоту взрослых, я пришла к выводу, что рисовать мне больше не стоит, чтобы не позориться. В моем случае творческая энергия нашла выход через другие занятия, и много лет спустя я даже стала рисовать, сделав «палку-палку-огуречик» своим стилем и неимоверно хохоча над ним.
Если взрослые люди продолжают жить с уверенностью, что творчество — это не для них, и вообще глупости, но душа чего-то просит, то я рекомендую попробовать как раз коллаж.
У коллажа низкий порог входа: он доступен всем, независимо от наличия художественного образования. На начальном этапе занятия коллажем никаких требований к себе предъявлять не нужно — надо только получать удовольствие от процесса.
Вообще, я за вхождение в творчество через хиханьки и хахоньки. Лично для меня коллаж — это способ сделать что-то смешное и внутренне похохотать. Плюс сам процесс перебора бумажек и фотографий медитативный и успокаивающий.
Ольга Кирсанова
коллажист, основатель сообщества российских коллажистов «Режь да клей»
Считаю, что коллаж стоит попробовать как минимум для того, чтобы понять, какой эффект дает этот вид творчества для конкретного человека. Кому-то он может не подойти: нудно и скучно вырезать, клеить. А для меня, например, эта практика — особый способ медитации и рефлексии.
Могу точно сказать, что любая работа руками запускает процесс проживания эмоций. То есть коллаж — это не только вырезать по контуру и аккуратно клеить, нет. Это про рвать, мять, распускать в том числе!
И тогда коллажи получаются разными. Это может быть коллаж «здесь и сейчас», а может быть коллаж про подавленное чувство (гнев, например). Есть еще коллажи желаний, для постановки и целей. Эти практики объединяет только техника, а вот намерения — совсем разные.
Дарья Авдонина
психолог и коллажист
Когда ко мне приходит человек на коллаж, я всегда рекомендую начать с простого, интуитивного: прислушаться к себе, повыбирать картинки и бумажки, которые откликаются. Причем отклик не всегда может быть позитивным. Если персонаж или пейзаж на картинке бесят — это тоже отклик!
После нужно сложить эти картинки перед собой и попробовать их собирать как пазл, снова ориентируясь на внутреннее чувство «мне подходит, мне достаточно». Честно, даже простой коллаж из одного-двух элементов можно подробно разобрать и полезно отрефлексировать.
Дарья Авдонина
психолог и коллажист
С чего начать: пошаговая инструкция
Ольга Кирсанова, коллажист и основатель сообщества российских коллажистов «Режь да клей», поделилась советами:
Если ваш глаз загорелся, вы хотите попробовать себя в коллаже и повеселиться — начните с самого простого и действенного. Запаситесь парой журналов, ножницами и клеем. Также пригодится любая бумага, карандаши, фломастеры и канцелярский нож.
Создайте комическую ситуацию, нарушив привычные масштабы
Возьмите готовую фотографию и добавьте на нее кого-то очень большого или очень маленького. Такие коллажи я называю «весело и тупо». Обожаю их.
Найдите фотографию каких-нибудь животных или птиц и прилепите им человечьи глаза
Приём элементарный, но элегантный.
Найдите фотографию серьезного человека и переверните часть его тела
Вырежьте человека, который занимается какими-то взрослыми и серьезными вещами, вместе с частью рабочего места. Аккуратно по воротничку отрежьте ему голову (да, звучит ужасно, но коллажист должен смело разрезать фото людей и даже котят). Переверните голову на 180°, приклейте модифицированного человека на заранее приготовленную бумажку, а пустоту закрасьте карандашами или фломастерами. В этот момент ваш учитель ИЗО проснется и заплачет.
Попробуйте заменить части тела флорой или фауной
Найдите фото группы людей, вырежьте всю группу и замените их головами представителей фауны (флорой тоже можно). Поместите на новый фон. Оп!
Наложите два фото друг на друга
Это упражнение для канцелярского ножа. Положите понравившуюся фотографию на картонку (или специальный мат, если он уже завёлся у вас дома по какой-то причине), ножом аккуратно по контуру вырежьте из фотографии какого-нибудь персонажа или объект. Под получившуюся дырку положите другую фотографию и подвигайте, чтобы стало красивенько. Для пущего эффекта рекомендую использовать одно цветное и одно чёрно-белое фото. Приклейте фотографии друг к другу и обрежьте выпирающие части.
Соединяйте несоединяемое
Штука посложнее. Чтобы ваше баловство было более коллажным, веселым и интересным, рекомендую не просто вырезать по контуру всяческих ребят или пересаживать головы, а собирать своих собственных голубчиков из кусков, играясь с масштабами и пропорциями частей тела. Вырежьте руки, ноги, головы людей и животных, нарежьте кругов, овалов и прочей геометрии, которая может заменить телеса. А потом играйтесь этими частями, как конструктором, и собирайте своих ребятушек.
Добавьте немного сюра
Теперь задание ещё посложнее, хоть и кому-то оно может даться легче предыдущих. Сейчас мы сделаем сюр, как будто Дали и Магритт поцеловали нас в чело. Отрежьте от какого-нибудь человека часть одежды, нарежьте из фотографий геометрических и не очень деталей. Теперь «вырастите» из куска одежды некое существо, используя нарезанные детали. Из этих же кусков можно сделать дополнительного персонажа.
Вот вы и познакомились с очень простыми и достаточно эффектными коллажными приемами. Надеюсь, они помогли вам немного освоиться, похихикать и почувствовать мощь созидателя миров.
Если процесс вас захватил и вы хотите идти дальше, продолжайте практиковать — это самое главное. И вот вам мое напутствие:
1. Начните с хиханек и хахонек, получайте удовольствие от процесса;
2. Начинать коллаж с идеи или эскиза вообще не обязательно. Листайте журналы, вырывайте понравившиеся картинки, вырезайте детали, складывайте в кучку. Через какое-то время вырванные картинки сами подскажут, во что хотят превратиться. Работайте «от материала»;
3. Семь раз примерьте и пару раз сфотографируйте, чтобы восстановить композицию, если порыв ветра или чих сместят все ваши бумажки, и только потом приклеивайте;
4. Как почувствуете любовь к коллажу, начинайте самообразовываться, водите носом по сторонам и смотрите, что делают другие коллажисты, пробуйте разное. Например, можно подписаться на журнал «Режь да клей»;
5. Помните, что на коллаж, как и на все визуальные искусства, также распространяются правила композиции и законы восприятия работы зрителем. Почитайте или посмотрите лекции про композицию и теорию цвета — сейчас про это все море информации.
Ольга Кирсанова
коллажист, основатель сообщества российских коллажистов «Режь да клей», автор «Настольной книги коллажиста», главный редактор журнала «Человек и коллаж»
*Instagram принадлежит организации Meta, признана экстремистской и запрещена на территории РФ
Если коллаж вы уже освоили или поняли, что это не для вас — загляните в другие материалы нашего журнала. Например, вязание крючком или фотосъёмку.