Мы смотрим, но не видим. Привычные маршруты стирают детали, яркий свет заслоняет тени, а в фокус попадает лишь то, что кажется важным. Всё остальное — уходит на периферию и растворяется. А что, если именно в этом «слепом пятне» прячется самое интересное?
На этот вопрос отвечают участники новой выставки ЦСИ Винзавод — «Границы видимости». Это второй проект в рамках направления Винзавод.Гравитация, цель которого — представить актуальный срез современного искусства. На этот раз художники рассуждают на тему разных аспектов зрения и визуальной коммуникации с миром.
Мы поговорили с Сергеем Хачатуровым, историком искусства и куратором выставки, чтобы разобраться, для чего идти на выставку и как смотреть на работы, чтобы точно понять, что хотели сказать художники.

Сергей Хачатуров, куратор выставки «Границы видимости»
Как новая выставка продолжает идею проекта?
Задача направления Винзавод.Гравитация — собрать антологию современного искусства. Вторая выставка напрямую продолжает эту идею, поскольку «Границы видимости» — фундаментальное понятие для любого пластического искусства. Это культура зрения, то, как мы видим мир вокруг.
Любой художник должен понимать, что такое визуальность. И если визуальность — главный язык изобразительного искусства, то структура и механика зрения тоже становятся основополагающими.
Когда мы говорим про гравитацию, про некое притяжение различных физических и метафизических величин, то, конечно, «Границы видимости» хорошо вписываются в эту парадигму.
В чём задумка выставки?
На выставке мы говорим про фасеточность и фрагментарность взгляда — про то, что просачивается в порезы и щели, в углы, между рамок. По отношению к центральному, магистральному взгляду периферийный взгляд конфликтен. Он улавливает не систему, а поток, не конструкцию, а энтропию, не целое, а сеть разорванных фрагментов. Все эти качества соотносятся с драматическим переворотом новой идентичности человека в современном мире, особенностями его рецепции.
Благодаря электронным средствам коммуникации мы подчас воспринимаем мир с помощью «планшетной регистрации» информации — потока образов, рандомно проявляющихся на случайном мониторе.
Это и есть неклассический взгляд: фрагменты, детали, слепые пятна, всё то, что осталось за границами видимого. Всё это мы выворачиваем наружу, поднимаем из коллекций памяти, вытаскиваем из мифов и архетипов, выуживаем из повседневности и обыденности.
Почему такая выставка нужна именно сейчас? Зачем на неё идти?
Все эти темы — символические структуры, визуальность, модели видимости — архетипичны, они были всегда. Каждая эпоха выбирает свой зрительный метод и свои «границы видимости», которые связаны с универсальными философскими и бытийственными представлениями.
Сегодня мир устроен по-другому, и все прямые перспективные модели академической визуальности во многом стали музейными. Наше восприятие, связанное с полифоническими, многослойными системами, сейчас определяется электронной коммуникацией. Цифровизация стала основополагающей при корректировке нашего визуального общения с миром.
И поэтому художникам важно разобраться, где эти новые условия приемлемы. Они нащупывают новый синтез разных способов взаимодействия с миром, который будет не архаическим и музейным, но в то же время и не сгенерированным машиной и опустошённым.

Фото: Денис Лапшин. Предоставлено пресс-службой ЦСИ Винзавод
Как отбирали участников?
Большой список художников был определён изначально — это выпускники Открытых студий Винзавода в Москве. Если первая выставка состояла исключительно из их работ, то вторая позволила сделать некий микс. В ней участвуют как художники Открытых студий, так и те, кто был предъявлен в большом списке ЦСИ Винзавод.
Какую-то часть художников включил я. Даже предпринял целую командировку в Нижний Новгород, чтобы пригласить почти всю студию «Тихая». Это было важным решением, поскольку они — исследователи по-настоящему различных форм общения с миром. Также мне довелось пообщаться и пригласить людей из Санкт-Петербурга и Калуги.
Выбор был сделан на основе разделов выставки, исходя из ее лейтмотивов и драматургии. Так и получилось: примерно по восемь художников на раздел, которых мы кропотливо выбирали всей командой.
Погружаемся в искусство с помощью кинематографа — подборка из 10 фильмов.
Посетителя встречает исторический блок с гравюрами — «Кабинет офтальмолога». Зачем он нужен?
Когда я начал изучать теорию, связанную с моделями визуального общения с миром, то понял, что важно дать выставке контекст: набор визуальных источников на тему, чтобы у разговора была какая-то база. Фундаментом стало естественно-научное знание, которое подкреплялось старыми трактатами — «Энциклопедией» Панкука и древнеримскими текстами.
«Кабинет офтальмолога» — интересный оптический образ, который должен был быть на чём-то основан, в том числе на прецедентах того, как в старину понималось боковое зрение и периферийный взгляд. Это и Платонова пещера, и мифы о Пигмалионе, Медузе Горгоне и Царевиче Персее. Поэтому «Офтальмолог», которого сделал Артём Рогачев, — это трикстер, который предъявляет нам эти мифы и сам, по закону некоего саркастического остранения, участвует и поддерживает эту тему.

«Портрет офтальмолога», Артём Рогачёв

Гравюра
Фото: Денис Лапшин. Предоставлено пресс-службой ЦСИ Винзавод
У выставки пять тематических разделов. Какие метафоры в них заложены?
Каждый блок представляет различные визуальные возможности, ограничения, искажения и образы.
«Боковой обзор» созвучен работе коллекционера и архивиста. Искусство здесь – артефакты, добытые из пограничных зон зрения.
«Слепое пятно и точка фиксации» определяют два полюса восприятия: мозг достраивает недостающие детали в увиденном или фиксируется на мелочах и деталях.
«Послеобразы» осмысляют в метафорах, что же остаётся после рассмотрения какого-либо объекта при строго фиксированном взгляде.
«Щель и порез» анализируют новые смыслы непознанного, возникающего в странных порезах обыденной картины мира.
«Таблица Амслера» представляет причудливые визуальные пазлы, головоломки и аттракционы оптического искусства.
Откуда лучше начинать смотреть выставку?
У выставки есть определённый маршрут: мы начинаем с Цеха Красного и продолжаем в Цехе Белого. Но можно его нарушить: начать сверху и постепенно спускаться. В принципе это такой подвижный, пульсирующий образ, который доступен для чтения и справа налево, и слева направо.
Отдельные работы могут убеждать и без контекста. Но контекст расширяет понимание всего сценария — нашей попытки создать универсальную модель сегодняшней коммуникации с миром благодаря разным художникам. То есть, следуя маршруту, можно не просто восхититься отдельными кунштюками и сказать, например, как здорово выглядят много красивых пластилиновых фигурок, а понять, почему они там находятся и почему сделаны Романом Сакиным вслепую.
Или увидеть вывороченную наизнанку кухонную утварь и тоже не просто удивиться приёму, а узнать, что это — взбунтовавшаяся против обыденного порядка вещь, которая говорит о наших травмах и тех самых порезах и щелях в классической системе общения с миром, что завещала предыдущая эпоха.

«Как из прошлого сделать настоящее, или Сколько настоящего в настоящем», Владимир Потапов

«Что же лепит моё тело», Роман Сакин
Фото: Денис Лапшин. Предоставлено пресс-службой ЦСИ Винзавод
У выставки необычная архитектура. В чём её особенность и как организовано пространство?
Удивительно точные решения архитектора выставки Константина Ларина продолжают и эффектно подчёркивают контексты выставки. Он использовал колоннады, полноценные арт-объекты, сломанные по вертикали и горизонтали перспективы.
В образовавшихся щелях то и дело проглядывает искусство, что кардинально меняет восприятие выставки и напрямую отражает её название.
И, конечно, отдельного внимания достойна оптическая иллюзия в Цехе Белого, где масштабный клин врезается в глаз, словно цитируя работу «Клином красным бей белых». Это интересная и в то же время неочевидная архитектурная находка, добавляющая больше смыслов: она подстёгивает посетителя смотреть внимательнее и видеть out of the box — за пределами перспективной коробки, которую мы создали.

Фото: Денис Лапшин. Предоставлено пресс-службой ЦСИ Винзавод
Винзавод.Гравитация — междисциплинарный проект. Как публичная программа дополняет выставку?
Благодаря параллельной программе мы поддерживаем высокий уровень интерпретации выставки. Мероприятия создают обсуждения, в которых рождаются новые интеллектуальные смыслы — иногда те, что куратор вообще не вкладывал. И вот тогда выставка получается по-настоящему интересной и живой. Для меня это чёткий критерий, что событие удалось.
Поэтому наша выставка, если говорить коротко, про умное зрение. И то, как этот интеллектуальный ресурс включается в физиологическую тему смотрения, оптики, офтальмологии — один из лейтмотивов этих дискуссий.
У нас уже прошла встреча с врачом-офтальмологом. А скоро будет дискуссия с психологом — разговор про то, что даже в классических картинах есть периферийные зоны, маргиналии и детали, которые не вписываются в прямую перспективу, но могут быть увидены скользящим взглядом.
Чтобы самим взглянуть на мир по-новому, приходите на выставку ЦСИ Винзавод «Границы видимости» — билеты на Афише Timepad.