Саша Бакаржиев — би-бой: так называют тех, кто танцует брейк-данс. Или брейкинг. Кстати, вот вам совет: слово «брейкдансер» в хип-хоп среде (и особенно зарубежной) — почти что ругательство, так что будьте осторожны с терминами.
Саша Bars представляет команду BROTHER GREEN, это международное азиатское объединение, а ещё — город Королёв и брейкинг союз Московской области. Короче, пока вы не запутались в регалиях — переходим к вопросам.
А если захотите посмотреть, как баттлы — соревнования по брейк-дансу — выглядят вживую, вам на фестиваль ПАРИ ФЕСТ. Он пройдёт 24 августа в Нижнем Новгороде, и к лайн-апу уже присоединились ATL, Ваня Дмитриенко, Антоха MC, Biicla, Lovanda, Polovinka, Пика, Monoplay, Isentie (RML), DJ Chensky.
Вам не больно крутиться на голове и других частях тела?
Сейчас, конечно, уже нет. Мне кажется, в любом случае, когда ты начинаешь учить какой-либо элемент, он приносит тебе какой-то дискомфорт. Но, как и в любом виде спорта, у нас происходит, так сказать, профдеформация, после которой как будто притупляются нервные окончания. Возьмем, например, тех же гимнасток, которые крутят панше на ноге, или же боксеров, которые получают по лицу. Со временем к этому привыкаешь.
Батлы выглядят довольно агрессивно. Есть какие-то правила «этикета» по отношению к сопернику?
Это индивидуальный вопрос для каждого танцора. Если говорить обо мне, то у меня, конечно, в приоритете не разговоры, а танец. Я не хочу от него отвлекаться. Максимум, что я могу себе позволить, это слегка подколоть кого-то — но точно без резких жестов. Главное — разделять личную неприязнь и соревнования, потому что баттл должен выглядеть достойно. Но, опять же, бывают моменты, когда человек начинает на тебя бычить. Приходится подстраиваться. Мы всё-таки часть уличной культуры — раньше на улице можно было и по лицу получить.
По твоему опыту, есть какая-то разница в хореографии b-boys и b-girls? Может, есть какие-то специфические штуки?
Скажу только, что девочки берут немного другим чувство музыки, это женственность, это эстетика. Зачастую парни отвечают за такое мощное вращение, мув и тому подобное. Хотя два года назад мы не могли представить участие девушек, допустим, на пауэр-мув баттлах (это такие самые зрелищные у нас события), а сейчас… Понятное дело, таких b-girls можно пересчитать по пальцам даже в мире, но они есть и абсолютно готовы соревноваться с парнями на одном уровне — вообще спокойно. И даже выиграть у них. Соответственно, женский брейк-данс тоже прошел некоторую деформацию со временем. Вот.
Как ты относишься к тому, что брейкинг стал олимпийской дисциплиной?
Максимально положительно! У меня карьера в целом очень тесно связана с брейкингом как со спортом. И пока брейкинг не появился в списке олимпийских дисциплин, у меня был очень серьезный вопрос. А теперь есть четкое понимание, что есть куда двигаться, за счет чего жить и всё такое. Поэтому для меня брейкинг как спорт — огромная часть жизни. Я очень благодарен тем людям, которые помогали брейкингу на этом пути. Это руководители нашей федерации и тренеры сборной: Иван Геннадьевич и Асланбек Владимирович. Спасибо им большое.
А для тебя брейк-данс — это искусство или спорт?
Для меня, конечно же, искусство, но я считаю некорректным взаимоисключать эти понятия, потому что одно другому не мешает. Без творчества не будет брейкинга, без брейкинга не будет спорта.
Какой самый опасный, на твой взгляд, элемент в брейке?
Сейчас в брейкинге, мне кажется, вообще стираются границы дозволенного, и люди начинают делать какие-то невероятные вещи. Но факт, который нельзя отрицать: любой человек может легко сломать руку на реал-ванхенде.
Выходы на батлах — это фристайл или вы репетируете заранее?
В большинстве случаев, если мы говорим про спорт, у меня есть всего один полностью заготовленный раунд. Это мой отборочный, чтобы стабильно выходить на хорошее место в отборе. А насчёт следующих выходов — я в итоге пришел к тому, что лучше дробить свой раунд и перед самим баттлом выбирать то, что я хотел бы показать против определенного оппонента. И дальше уже подстраиваться под музыку, которую играет диджей.
Как вы успеваете подстроиться под трек, даже если он неизвестный?
Возвращаясь к вопросу о том, чем является брейк-данс — искусством или спортом. Я думаю, спортсмен вряд ли может подстроиться под музыку — это все-таки задача танцоров. Чувство ритма, умение предугадывать бит, музыку, акценты — это тоже наша профдеформация.
Зачем нужны судейские выходы на баттлах?
Ну, мне кажется, что это неотъемлемая часть нашей культуры. Это такая традиция на любом мероприятии: судьи должны показать, за что их вообще пригласили.
За какими танцорами в России нужно следить прямо сейчас?
Мне кажется, что обычному зрителю в первую очередь должно быть просто интересно. Так что стоит просто следить за людьми, которые создают классный контент. Это поможет вам вникнуть и разобраться.
Но я выделю нескольких людей. Это би-бой Bumblebee, он будет на ПАРИ ФЕСТЕ 24 августа. Локация Стрелка, Нижний Новгород, всем быть! Сергей Чернышев — первый чемпион Олимпийских игр, очень его уважаю за его победу и в целом за то, как он развивает себя как персону в медиапространстве. Ещё рекомендую следить за Shorty Fingerz, он тоже будет на фестивале. Огромный мой друг, наставник, тоже его очень сильно уважаю. Хотелось бы, чтобы о нем узнало как можно больше людей, так как он клевый персонаж. Ну а третий — куда же без него! — это Александр Бакаржиев. Самый клевый и красивый би-бой, ребята. Еще и харизматичный.