Ored Recordings — лейбл, который своей работой сохраняет культуру народов Кавказа. Основатели проекта находят исполнителей в разных регионах и записывают их песни. Энтузиасты дарят слушателям музыку, которая появилась пятьдесят, семьдесят или даже сто лет назад.
Творчество лейбла изучают и освещают известные площадки современного искусства, например,«Гараж». Рассказываем, почему работа Ored Recordings не только важна, но и красива.
DIY-этнографы из Нальчика
Ored Recordings — небольшой этно-лейбл из Нальчика. Основатели проекта Булат Халилов и Тимур Кодзоков путешествуют по отдалённым сёлам и регионам Кавказа в поисках традиционной музыки. Материал энтузиасты записывают прямо на месте, например, во время прогулок, застолий или богослужений.
До появления нальчикского лейбла интерес к творчеству исполнителей Кавказа отсутствовал в России. Даже основатели Ored Recordings своё увлечение музыкой начинали с готики и блэк-метала. Но в начале десятых обратили внимание на местную традиционную музыку. Первое открытие команды — ансамбль из Адыгеи «Жъыу». Их звучание Булат и Тимур посчитали не радийным и не ДК-шным. Тогда и появилась идея, которая сегодня переросла в популярный проект.
На стыке творчества и науки
Ored Recordings прежде всего про музыку и эмоции. Но чтобы донести творчество до слушателя, нужно проделать академический труд — перевести текст, осмыслить его, рассказать аудитории историю, которая стоит за исполнителем. Лейбл изучает традиционную музыку для того, чтобы лучше её понять, записывать и продвигать. Основатели площадки не имеют профильного образования в научной сфере, поэтому часто называют себя панк-этнографами.
Вечеринки, которые известны далеко за пределами России
Как Ored Recordings ищет музыку
Сегодня лейбл стал известнее, поэтому неравнодушные к творчеству люди предлагают артистов сами. За годы работы у Тимура и Булата сформировалась база контактов, благодаря которой найти нужного исполнителя проще. Помогают подписчики, друзья из научного комьюнити и даже YouTube. Например, некоторых артистов находили через поиск по запросу «Аварские песни».
Большинство исполнителей легко идут на контакт. Это рабочие люди, которые не воспринимают себя певцами, они считают себя носителями традиций. Иногда они реагируют шоком на запрос о записи, ведь до этого выступали только для друзей. Однако когда исполнитель начинает понимать, что его музыка интересна кому-то ещё, то он раскрывается.
Почему музыка пишется не в студии
По мнению Булата и Тимура, полевая запись передаёт не просто настроение песни, а конкретную ситуацию. Многие исполнители пытаются повторить своё творчество в студии, но звук получается совсем другим. Артисты не привыкли к чистому звучанию и считают, что живая музыка сильнее. Подход команды ломает стереотип о том, что песня должна быть идеально сведенной для того, чтобы ее слушали.
Флагманский проект лейбла, Jrpjej, пишется в студии, но без эффектов и дублей. Студия воспринимается командой как инструмент. В таком же подходе работают и два новых резидента Ored Recordings — черкесская группа Myst и карачаевский коллектив Gollu.
Меняется ли жизнь музыкантов после Ored Recordings
Булат и Тимур не ставят задачу найти звёздного исполнителя. Успех зависит от конкретного музыканта. Основная цель лейбла — найти материал, записать и дать его слушателю. Но некоторые люди благодаря Ored Recordings нашли свою аудиторию. Например, Алан Шеуджен, который сегодня является участником группы Jrpjej. Коллектив записывает полноценные альбомы и даёт концерты в России и за рубежом.
Планы Ored Recordings
Сейчас лейбл записывает традиционную музыку грузинских народов и ищет исполнителей за рубежом. Так, в конце 2022 года команда показала результаты экспедиции по Панкисскому ущелью. Там энтузиасты записали альбом для Pankisi Ensemble — женского коллектива, который исполняет традиционную вайнахскую музыку.
Впереди у лейбла ещё много релизов, альбомов и различных ивентов. Отслеживать творчество Ored Recordings можно в соцсетях лейбла и в афише Timepad.